Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Дорджиева Б.Д. и Сидоренко Н.А.,
при секретаре Ункуровой Т.М.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Убушиевой Г.С. к Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании денежных выплат по оплате жилых помещений, отопления и освещения по апелляционной жалобе Главы Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Кейгер Л.В. на решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 23 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А., объяснения представителя ответчика Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Таунова Д.Ю., поддержавшего доводы жалобы, возражения истицы Убушиевой Г.С. и ее представителя - адвоката Кравцова В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Убушиева Г.С. обратилась в суд с указанным иском, мотивировав свои требования следующим.
С "?" года она работает в Муниципальном бюджетном учреждении "Юстинская центральная районная больница" медицинской сестрой. Правительством РФ принято Постановление N 839 от 17 октября 2011 года "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". Выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения согласно данному постановлению необходимо производить с 2005 года. В соответствии с прилагаемым расчетом ей причитается: за 2005 год - 5196 руб., за 2006 год - 6780 руб., 2007 год - 7692 руб., 2008 год - 8472 руб., 2009 год - 10536 руб., 2010 год - 11772 руб., 2011 год - 13236 руб., за 4 месяца 2012 года - 4800 руб., итого - 68484 руб. Однако эти выплаты за указанный период она не получала. Просила суд взыскать с ответчика Администрации Юстинского РМО Республики Калмыкия в ее пользу "?" руб. и уплаченную ею государственную пошлину в сумме "?" руб. "?" коп.
В судебном заседании истица Убушиева Г.С. и ее представитель - адвокат Кравцов В.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что на 31 декабря 2004 года Убушиева Г.С. пользовалась льготами, предусмотренными Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан".
Представитель ответчика Таунов Д.Ю. исковые требования Убушиевой Г.С. не признал, указав, что Постановление Правительства РФ N 839 от 17 октября 2011 года распространяет свое действие на медицинских и фармацевтических работников, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях. Истица же является работником муниципального бюджетного учреждения.
Решением Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 23 августа 2012 года удовлетворены исковые требования Убушиевой Г.С. к Администрации Юстинского РМО Республики Калмыкия о взыскании денежных выплат по оплате жилого помещения, отопления и освещения. С Администрации Юстинского РМО Республики Калмыкия в пользу Убушиевой Г.С. взыскана сумма денежных выплат по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере "?" руб. и государственная пошлина в сумме "?" руб. "?" коп.
На указанное решение суда главой Администрации Юстинского РМО Республики Калмыкия Кейгер Л.В. подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, в которых ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Убушиевой Г.С. Указывает, что Постановление Правительства РФ N 839 предоставляет меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях. Истица же работает в Юстинской центральной больнице, являющейся муниципальным бюджетным учреждением, но не федеральным. Предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, источником финансирования федеральный бюджет. Следовательно, финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01 марта 2007 года N129-О-П, порядок предоставления с 01 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников сельской местности, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению ввиду неправильного применения норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования Убушиевой Г.С., суд руководствовался ст. 63 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.п. 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1556ан и Министерства финансов РФ N174н от 16 декабря 2011 года "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года", ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года, п. 4 ст. 154, п. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что Муниципальное бюджетное учреждение "Юстинская центральная районная больница" находится в ведении муниципалитета. Убушиева Г.С. как медицинский работник МБУ "Юстинская ЦРБ", работающий в сельской местности, имеет право на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением. При этом суд исходил из того, что действие Постановления Правительства РФ N839 от 17 октября 2011 года распространяется не только на медицинских работников федеральных государственных учреждений, но и на медицинских работников муниципалитетов. Поэтому истица в соответствии с указанным постановлением имеет право на единовременную денежную выплату за период работы в 2005-2011 годах и ежемесячную выплату за январь-апрель 2012 года по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере "?" руб.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований Убушиевой Г.С. к Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании в ее пользу денежных выплат по оплате жилого помещения, отопления и освещения следует согласиться.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года признана утратившей силу, а решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Так, согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Осуществленный пересмотр системы социальных гарантий, установленных для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, по состоянию на 31 декабря 2004 года, изменивший механизм предоставления социальных гарантий, не должен вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, то есть пункт 50 статьи 35 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает лишение указанной категорией граждан жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Таким образом, по смыслу закона, право на социальные гарантии после 01 января 2005 года сохраняется за лицами, уже пользовавшимися такими гарантиями на 31 декабря 2004 года.
Как следует из материалов дела, Убушиева Г.С. пользовалась льготами как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, на 31 декабря 2004 года.
Между тем с 01 января 2005 года и до настоящего времени нормативный правовой акт, устанавливающий предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере, в Юстинском районе Республики Калмыкия отсутствует.
Следовательно, права на льготы по оплате коммунальных услуг по освещению и отоплению подлежат сохранению за истицей и с 01 января 2005 года.
Таким образом, отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего льготы медицинским работникам, не может повлечь неблагоприятные последствия для Убушиевой Г.С., и вывод суда первой инстанции о том, что расходы истицы по оплате коммунальных услуг подлежат возмещению, является правильным.
Вместе с тем, с выводом суда о применении Постановления Правительства РФ N 839 от 17 октября 2011 года "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Правительства РФ N 839 от 17 октября 2011 года установлен в качестве меры социальной поддержки порядок денежных выплат по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, постановление Правительства РФ распространяет свое действие только на медицинских работников федеральных государственных учреждений. Юстинская центральная районная больница, учрежденная Администрацией Юстинского РМО, является муниципальным бюджетным учреждением. В связи с чем вывод суда о распространении действия указанного постановления на работников муниципальных учреждений основан на неправильном толковании норм права.
Согласно представленным квитанциям об оплате коммунальных услуг истицей за период с ноября 2008 года по май 2012 года оплачено за жилое помещение "?" руб. "?" коп., за потребленную электроэнергию - "?" руб. "?" коп., за газ - "?" руб. "?" коп., а всего "?" руб. "?" коп., что не оспаривается ответчиком.
Принимая во внимание отсутствие заявленного ответчиком требования о применении исковой давности, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика "?" руб. "?" коп. за указанный период.
При таких данных, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части размера взысканной денежной выплаты и взыскать с Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Убушиевой Г.С. расходы по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере "?" руб. "?" коп.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Таким образом, в пользу истицы с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере "?" руб. "?" коп.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 23 августа 2012 года изменить.
Взыскать с Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Убушиевой Г.С. сумму денежных выплат по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере "?" (?) руб. "?" коп.
Взыскать с Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Убушиевой Г.С. государственную пошлину в размере "?" (?) руб. "?" коп.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Б.Д. Дорджиев
Н.А. Сидоренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.