Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л., при секретаре Омаевой Ц.Л., с участием представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Шикджиевой Б.Д., представителя Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Очирова Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Шикджиевой Б.Д. на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 сентября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 сентября 2012 г. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "?" руб.
В жалобе представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Шикджиева Б.Д. просит состоявшееся по делу постановление отменить, ссылаясь на допущенные судьей при рассмотрении дела существенные нарушения норм материального и процессуального права. При этом указывает, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данные положения закона суд не принял во внимание, не были исследованы обстоятельства дела в полном объеме. Так, на основании постановления Элистинского городского суда от 5 мая 2010 г. во избежание угрозы жизни и здоровью граждан Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия с 10 мая 2012 г. была приостановлена эксплуатация пассажирского лифта, находящегося в здании Министерства. В связи с истечением срока эксплуатации лифта Министерством неоднократно направлялись письма в Правительство Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия о выделении денежных средств на приобретение, монтаж-демонтаж и пусконаладочные работы нового лифта. Согласно письму Министерства финансов Республики Калмыкия заявка на финансирование расходов по приобретению нового лифта будет рассмотрена при очередном внесении изменений в закон о республиканском бюджете.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы показало, что оспариваемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Принимая постановление по делу, судья, руководствуясь статьями 2, 6, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктами 12, 17, 18 Технического регламента о безопасности лифтов, исходил из того, что Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия в нарушение указанных норм производится эксплуатация опасного технического объекта - пассажирского лифта, срок службы которого истек, на него отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности. При этом пришел к выводу о том, что поскольку в судебном заседании установлены фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в действиях Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
С таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: у юридического лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Данные положения закона остались без внимания судьи при вынесении постановления по делу.
Как следует из материалов дела, 3 сентября 2012 г. при осуществлении плановой выездной проверки Нижне-Волжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выявлено нарушение Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия требований промышленной безопасности, положений статьей 9.1, 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 12, 17, 18 Технического регламента о безопасности лифтов. Данное нарушение выразилось в эксплуатации опасного производственного объекта - пассажирского лифта (инвентарный номер "?", "?" года изготовления, грузоподъемностью "?" кг., расположенный в административном здании, зарегистрированный в книге учета Калмыцкого территориального отдела под N "?"). Установлено, что пассажирский лифт отработал нормативный срок службы, на него отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности, что свидетельствует о наличии в действиях Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
На основании таких данных судья пришел к выводу о наличии вины Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Между тем в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ в деле отсутствуют сведения о том, имело ли Министерство возможность для соблюдения требований промышленной безопасности, какие зависящие от него меры для этого не были им приняты.
Оспариваемое постановление о привлечении Министерства к административной ответственности ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик виновности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, в связи с чем его вина не выяснена и субъективная сторона состава правонарушения судом не установлена.
Таким образом, правонарушение вменено Министерству без надлежащего установления судьей субъективной стороны состава правонарушения, что является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания.
Выводы судьи о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, основаны на формальном исследовании обстоятельств дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Согласно представленным копиям писем от 21 мая и 21 июня 2012 г., адресованным Министерству финансов Республики Калмыкия, Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия запрашивались необходимые денежные средства на приобретение пассажирского лифта. Из ответа Министерства финансов Республики Калмыкии от 2 июля 2012 г. заявка на финансирование расходов по приобретению нового лифта будет рассмотрена при очередном внесении изменений в закон о республиканском бюджете.
Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, в соответствии с постановлением судьи Элистинского городского суда от 5 мая 2012 г. деятельность Министерства в части эксплуатации пассажирского лифта была приостановлена с 10 мая 2012 г. на срок 90 суток и до настоящего времени не эксплуатируется.
Сведений о том, указанный объект был введен в эксплуатацию по истечении срока приостановления, административным органом не представлено.
При таких данных Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия принимались все зависящие от него меры по получению денежных средств из бюджета для этих целей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях привлекаемого лица к административной ответственности состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Элистинского городского суда от 7 сентября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, подлежит прекращению за отсутствием его в действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Элистинского городского суда от 7 сентября 2012 г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия удовлетворить.
Судья Л.Л. Лиджеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.