Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе судьи Якубовской Е.В.,
с участием истицы Садыковой Н.В., представителя истицы по доверенности Быковой В.А.,
представителей управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе по доверенности Кулешовой Ю.В., Пальцевой О.Ф.,
при секретаре Винниковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садыковой Натальи Викторовны о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе,
УСТАНОВИЛ:
Садыкова Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения от 17.08.2012г. N 1061 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе.
В судебном заседании Садыкова Н.В. заявленные требования поддержала, в обоснование доводов пояснила, что решением от 17.08.2012г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В специальный стаж не включены периоды ее работы:
с 22.11.1989г. по 28.12.1989г. (00л.01м.07д.) фельдшером детского сада N 193 МПАП "Краснодарводстроя" ПМК-18.
с 29.12.1989г. по 05.10.1992г. (02г.09м.07дн.) медицинской сестрой детского сада N 193 МПАП "Краснодарводстроя" ПМК-18.
С решением истица не согласна, так как изначально указанный вид пенсии именовался как пенсия за выслугу лет. Она была предусмотрена Законом СССР "О государственных пенсиях" от 14.07.1956г. Согласно ст. 58 Закона было издано постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г.. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. При этом пунктом 9 статьи 30 данного закона, а так же постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
В Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в разделе II. Перечня: "Врачи и другие медицинские работники" - были поименованы учреждения и организации, а так же должности, с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет. Детские сады (пункт 1) перечислены как лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения, а в перечне должностей указаны как фельдшера, так и медицинские сестры - все независимо от наименования должности. Пенсия назначалась за лечебную и иную работу по охране здоровья населения в перечисленных организациях всем медицинским работникам СССР независимо от наименования должности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений или организаций.
01.04.1992г. детский сад N 193 ПМК N 18 управления строительства "Краснодарводремстрой" "адрес" был передан в аренду Краснодарскому городскому отделу здравоохранения. Следовательно, за период работы с 22.11.1989г. по 05.10.1992г. в должности фельдшера и медицинской сестры детского сада N 193 МПАП "Краснодарводстроя" ПМК-18, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должно быть применено Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. N 1397.(до 01.10.1993г.) Пунктом 6 данного постановления предусмотрено, что работник может обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от последнего места работы.
При зачете в медицинский стаж истицы периода работы в детском саду N 193 МПАП "Краснодарводстроя", специальный стаж ее лечебной деятельности будет достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Поэтому она не оспаривает иные периоды, не включенные в стаж.
Считает, что решение от 17.08.2012г. нарушает ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, просит суд признать его незаконным, обязать управление Пенсионного фонда в Красноармейском районе назначить ей пенсию с момента обращения за ее назначением.
Представители управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе по доверенности Кулешова Ю.В., Пальцева О.Ф. в удовлетворении искового заявления просят отказать, так как решение об отказе вынесено с учетом норм материального права. Так, Списками утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, установлен четкий перечень должностей, стаж работы по которым в установленных тем же списком организациях засчитывается в льготный стаж. Оспариваемые периоды работы не соответствуют спискам по должностям и наименованиям организаций, в связи с чем не зачтены в специальный стаж. Считают обжалуемый отказ законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просят отказать.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы истца и ответчика, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
Решением по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 17.08.2012г. Садыковой Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа работы в сельской местности, стаж составляет 23 года, 03 месяца, 09 дней (л.д. 21-27).
Согласно трудовой книжке Садыковой Н.В. 22.11.1989г. она принята на должность фельдшера в детский сад N 193 МПАП "Краснодарводстроя", 29.12.1989г. переведена на должность медсестры там же, где и проработала до 05.10.1992г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 утвержден Список, содержащий четкий перечень должностей и организаций, работа в которых включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. П. 2 указанного постановления предусматривает, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, утвержденных прилагаемым списком, независимо от ведомственной принадлежности учреждений.
В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N 173-Ф3, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.
Специальный трудовой стаж Садыковой Н.В. составляет 23 года 03 месяца и 9 дней (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности) без учета оспариваемого периода.
Садыкова Н.В. 22.11.1989г. принята на должность фельдшера в детский сад N 193 МПАП "Краснодарводстроя", 29.12.1989г. переведена на должность медсестры там же, где и проработала до 05.10.199г.
Указанный период работы истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в разделе "Наименование учреждений и организаций" указаны детские сады, а в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность фельдшера, медицинской сестры. Таким образом, период работы истицы в качестве фельдшера, медицинской сестры в детском саду N 193 МПАП "Краснодарводстроя" подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Доводы представителей ответчика о том, что Садыкова Н.В. работала в детском саду, который являлся структурном подразделением МПАП "Краснодарводстроя", в связи с чем она не может претендовать на назначение пенсии, не могут быть приняты во внимание, так как по смыслу закона различное наименование и ведомственная принадлежность учреждений, в которых происходила работа, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 года N 11-П, из которого следует, что положения подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17.12.2001 года во взаимосвязи с пунктом 1 и 2 статьи 31 данного Закона в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, признаны не соответствующими Конституции РФ.
Указанным постановлением Конституционного Суда РФ также разъяснено, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы в учреждениях, не являвшихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона.
При этом, поводом к рассмотрению дела Конституционным судом явились запросы граждан, а также судов, в производстве которых находились дела по искам о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной педагогической и лечебной деятельностью и о включении в стаж, дающий им такое право, периодов осуществления
соответствующей деятельности в учреждениях для детей и учреждениях
здравоохранения, являвшихся структурными подразделениями государственных предприятий, которые были преобразованы в акционерные общества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 17.08.2012г. N 1061 необходимо отменить, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж истицы.
При этом, суд полагает, что трудовая пенсия должна быть назначена истице с 10.05.2012г. - со дня ее обращения в Управление Пенсионного фонда, в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Садыковой Натальи Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края от 17.08.2012г. N 1061 в отношении Садыковой Натальи Викторовны.
Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края включить в стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды:
с 22.11.1989г. по 28.12.1989г. (00л.01м.07д.) фельдшером детского сада N 193 МПАП "Краснодарводстроя" ПМК-18.
с 29.12.1989г. по 05.10.1992г. (02г.09м.07дн.) медицинской сестрой детского сада N 193 МПАП "Краснодарводстроя" ПМК-18.
Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края назначить Садыковой Наталье Викторовне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 10.05.2012г. - со дня ее обращения в Управление Пенсионного фонда, в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноармейский районный суд.
Судья Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.