Решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 02 октября 2012 г.
(Извлечение)
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.А.,
при секретаре Горпинченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуба Т.В. к ГУ УПФР В ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шуба Т.В. обратилась в суд с иском к УПФР в ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование своих требований истица указала, что ... она обратилась в ГУ УПФ РФ в ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии и зачете льготного стажа.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ в ... ... от ... ей неправомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, не засчитан период работы с ... по ... в должности цеховой медицинской сестры ..., т.к. должность, в которой работала истица, не поименована Номенклатурой должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ... .... Из представленных документов не усматривалось, что истица работала в профессиях и должностях работников здравоохранения, лечебная и иная работа по охране здоровья населения в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от ... N173-ФЗ;
Считает, что ей незаконно отказано в назначении досрочной пенсии, просит суд, зачесть в специальный стаж вышеуказанный период работы и назначить ей пенсию с момента возникновения права, т.е. с ...
Истица Шуба Т.В. в судебное заседание не прибыла, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Приходько В.И., действующий по доверенности, поддержал исковые требования своей доверительницы и просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ РФ в ... Журавлева М.Ю. исковые требования не признала, поддержала доводы, указанные в письменных возражениях ответчика, приобщенных в материалы дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 20, п. 1, ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173- ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст. 7 вышеназванного ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 1 статьи 27 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, утвержден Список, должностей и учреждений, а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях которые засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В п. 3 Правил, утвержденных постановление N 781, подчеркнуто, что наличие в наименовании перечисленных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на "медицинскую" пенсию.
В целях реализации, ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было принято постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Согласно п. 4, 5, 9 вышеназванного постановления в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 основным документом, подтверждающим период работы является трудовая книжка.
Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2 - П.
В соответствии с указанным постановлением исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам.
До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В спорный период времени, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривавшие включение в стаж, предоставляющий право назначение льготной пенсии по старости периоды работы цеховой медицинской сестры, а поэтому с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано.
Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Кроме того, до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" медицинские работники независимо от того, в каком учреждении (организации) - государственном, муниципальном или частном, они работали, имели право на пенсию по выслуге лет - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам занятым лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения независимо от их ведомственной подчиненности, а так же формы собственности.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, указанно, что по смыслу статей 8 (части 2), 19 (части 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии лицам, работающим в системе здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О. "То обстоятельство, в чьем ведении находится это учреждение и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не свидетельствует о существовании таких различий".
Согласно протоколу комиссии ГУ УПФР в ... специальный стаж истицы составил ... лет ... месяца ... дней.
Суд пришел к выводу, что период работы с ... по ... в должности цеховой медицинской сестры ... подлежат зачету в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
С учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом следует исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы её принципов и норм.
В результате суммирования в специальный стаж Шуба Т.В. составляет ... лет ... месяцев ... дней.
В виду того, что истица продолжает работать в ... по настоящее время, следует назначить истице пенсию с момента фактического возникновения права, т.е. с ...
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шуба Т.В. удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в ... зачесть Шуба Т.В. в специальный стаж период работы с ... по ... в должности цеховой медицинской сестры ... и назначить ей пенсию с момента возникновения права, то есть с ....
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Е.А. Малышева
Решение в окончательной форме изготовлено 05.10.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.