Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.
при секретаре Гладченко Т.Н.,
с участием помощника прокурора Гвоздикова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ООО "Арман-Строй", третье лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО "Арман-Строй", третье лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование указал на то, что основным видом деятельности ООО "Арман-Строй" является строительство зданий и сооружений.
В процессе хозяйственной деятельности ООО "Арман-Строй" образуются отходы.
С момента регистрации юридического лица возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку организация имеет в штате работников и является источником образования (и последующего размещения) отходов.
В процессе хозяйственной деятельности образуются отходы 1-5 класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. N 786, а именно люминесцентные лампы (1 класс опасности), бытовой мусор организаций несортированный (4 класс опасности).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Исходя из изложенного, ответчик осуществляет деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденной Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. N30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
В соответствии с ч. 1. ст. 23 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992г. N632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведении по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Также вся масса загрязняющих веществ считается сверхлимитной, и плата за загрязнение окружающей среды определяется указанным способом в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при своевременном представлении отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента (Письмо Миприроды РФ от 19.01.2010 N 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства").
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющие на территории РФ вредное воздействие на окружающую среду, в том числе размещением отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, перечисление денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 года N 557 (на основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору") определено, что соответствующая плата производится по итогам периода, которым признается календарный квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. N 717 с 01.10.2010 полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Ростовской области данные функции осуществляет Департамент Росприроднадзора по ЮФО.
Согласно письму Департамента Росприроднадзора по ЮФО ответчик не
стоит на учете в Департаменте по плате за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит в бюджетную систему Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, ответчиком с момента регистрации и по настоящее время не производились расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно оплата данного вида платежей не осуществлялась, что недопустимо и должно быть устранено.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- обязательности проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Уклонение хозяйствующих субъектов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, препятствует в реализации полномочий Российской Федерации, установленных ст.5 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также способствует образованию дефицита бюджета.
В силу ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъективного состава и характера спора.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникшим из экологических правоотношений.
Поскольку исковое заявление прокурора об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду относится к разряду экологических, нарушены интересы Российской Федерации сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а сами отношения не носят экономического характера, данное дело подведомственно суду общей юрисдикции.
На основании вышеизложенного, Сальский городской прокурор просит обязать ООО "Арман-Строй" произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.04.2009 года по 31.03.2012 года; представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Роспироднадзора по ЮФО и после согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду произвести оплату согласно выполненным расчетам.
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Гвоздиков В.А., исковые требования поддержал в полном объеме и просил иск удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Суд уведомлял ответчика о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ посредством направления судебного извещения по месту регистрации юридического лица по адресу: "адрес", однако почтовое отправление возвращено в суд по причине "истек срок хранения".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Арман-Строй" зарегистрировано по адресу: "адрес".
Согласно протоколу осмотра территории, помещений от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России N по Ростовской области ООО "Арман-Строй" по месту регистрации по адресу: "адрес" не находится (л.д.62,63).
Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган.
Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 116 ГПК РФ в случае, если неизвестно место пребывания адресата, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.
С учетом того, что судом были предприняты все возможные и предусмотренные законом меры по уведомлению ответчика, в суд поступили доказательства, подтверждающие факт отсутствия юридического лица по месту регистрации, то суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором исковые требования прокурора поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Суд, заслушав доводы прокурора, изучив представленные доказательства, считает требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 284-О, Федеральному закону от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказу Ростехнадзора от 12.09.2007 года N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- индивидуальные предприниматели;
- иностранные физические лица.
Пунктом 1.12. Приказа Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 "Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.
То есть, субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона "Об охране окружающей среды" являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Понятие входящего в состав установленного названной правовой нормой такого вида негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
При этом, как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 4 вышеупомянутого Закона, право собственности на образовавшиеся в результате такого производства или потребления отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть приобретено другим лицом лишь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Проанализировав указанные нормы Закона "Об отходах производства и потребления" в совокупности с обстоятельствами рассматриваемого дела, суд полагает, что при исследовании вопроса относительно субъекта, которым производиться размещение отходов в специально оборудованных местах следует исходить из того, кто является собственником отходов; таковым субъектом, в силу отсутствия доказательств передачи в установленном порядке вещных прав на указанные отходы, является сам собственник отходов, а не иное лицо.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик производил отчуждение своих прав на отходы кому-либо.
Следовательно, исходя из того, что ответчиком не представлены доказательства передачи права собственности на отходы третьим лицам, оснований для освобождения его от внесения соответствующей платы и ее расчета не имеется.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ООО "Арман-Строй" является строительство зданий и сооружений.
В процессе хозяйственной деятельности ООО "Арман-Строй" образуются отходы 1-5 класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. N 786. Ответчиком, не направлено в суд доказательств, свидетельствующих о его экологически безопасной деятельности, а также не представлено доказательств, подтверждающих, что ООО "Арман-Строй" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность.
Таким образом, с момента государственной регистрации ООО "Арман-Строй" и осуществления хозяйственной деятельности возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данная деятельность является источником образования отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ответчик в качестве плательщика за негативное воздействие не зарегистрирован, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющие на территории РФ вредное воздействие на окружающую среду, в том числе размещением отходов производства и потребления.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 N 557 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) расчет платы подается плательщиком в территориальные органы службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, расчеты могут быть представлены плательщиками лично либо направлены по почте.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. N 717 с 01.10.2010 полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Ростовской области данные функции осуществляет Департамент Росприроднадзора по ЮФО.
Поскольку ООО "Арман-Строй" является юридическим лицом и осуществляет хозяйственную деятельность, то следовательно оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Доказательств обратного суду представлено не было. В связи с чем, юридическое лицо должно представлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент Росприроднадзора по ЮФО по адресу: "адрес". Расчет должен представляться не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Однако указанная обязанность ответчиком исполнена не была, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Департамент Росприроднадзора по ЮФО по адресу: "адрес" не поступили. Указанные обстоятельства следуют из пояснений помощника прокурора.
Непредставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком нарушает интересы государства и неопределенного круга лиц на реализацию права на благоприятную окружающую среду и её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Сальского городского прокурора в части обязать ООО "Арман-Строй" представить в Департамент Роспироднадзора по ЮФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать уплатить обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается юридическим лицом в размере 4000 рублей.
Таким образом, с ООО "Арман-Строй" в доход бюджета муниципального образования "Сальский район" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ООО "Арман-Строй", третье лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Обязать ООО "Арман-Строй" представить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2009 года, за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2010 года, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2011 года, 1-й квартал 2012 года.
Обязать ООО "Арман-Строй" внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2009 года, за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2010 года, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2011 года, 1-й квартал 2012 года.
Взыскать с ООО "Арман-Строй" в доход бюджета муниципального образования "Сальский район" государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2012 года
Председательствующий Н.А. Пивоварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.