Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.
при секретаре Кацаповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области лиц обратился в суд в интересах неопределенного круга с иском к администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, указывая, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области была проведена проверка соблюдения Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Федерального закона N 273-ФЗ от 25.12.2208 года "О противодействии коррупции". В ходе проведения проверки, выявлено, что администрацией сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального времени не разработан нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, что делает невозможным исполнение требований Федерального закона N 273-ФЗ от 25.12.2208 года "О противодействии коррупции", а также делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности в части регулирования порядка осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности, обязать администрацию сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого района Липецкой в "данные изъяты" разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Козявина Е.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не имел.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и интересов общества и государства.
Судом установлено, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области требований Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Федерального закона от 25.12.2208 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно с п. 12 статьи 28 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3 настоящей части.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как следует из п. 6 Указа Президента РФ от 21.09.2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В силу ст. 2 Федерального закона "о противодействии коррупции" муниципальные правовые акты являются одной из составляющих правовую основу противодействию коррупции.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области нормативно-правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности, не принят. Действующие же муниципальные правовые акты в области противодействия коррупции не охватывают в полном объеме названную сферу правоотношений, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96.
Бездействие администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области по непринятию правового акта регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности противоречит целям и задачам государственной политики в области противодействия коррупции, чем создает предпосылки для коррупционных проявлений.
Суду представлено постановление администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено положение о порядке предоставления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего сельского поселения Падовский сельский совет, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Поскольку ответчиком исполнена обязанность по разработке нормативного правового акта, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, после предъявления в суд настоящего иска, то требования прокурора Липецкого района Липецкой области подлежат удовлетворению, но обязанность по разработке данного нормативного правового акта прекращается.
При изложенных обстоятельствах заявленные прокурором Липецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих подлежат удовлетворению, но решение в части понуждения разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности, исполнению не подлежит в связи с его разработкой на день разрешения спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области в "данные изъяты" разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности.
Решение к исполнению не обращать в связи с разработкой администрацией сельского поселения Падовский сельский совет Липецкого муниципального района Липецкой области положения о порядке предоставления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего сельского поселения Падовский сельский совет, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области.
Председательствующий
Мотивированное заочное решение изготовлено 10 августа 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.