Ленинский районный суд гор. Владимира в составе:
председательствующего судьи Фирсовой И.В.,
при секретаре Шиндаковой Е.А.,
с участием: исполняющего обязанности военного прокурора Владимирского гарнизона Лазуткина О.И.; представителя ответчика Куприной А.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Веляева В.Н. к военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период ....., взыскании недополученной суммы пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Владимирского гарнизона обратился в суд к военному комиссариату Владимирской области в защиту прав и законных интересов Веляева В.Н. о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период ...., взыскании недополученной суммы пенсии. В обоснование иска указал, что Веляев В.Н. является получателем пенсии в Военном комиссариате Владимирской области. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза оклады по воинским должностям, пунктом 2 данного Постановления повышение окладов по воинским званиям предусмотрено с 01 июля 1999 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Полагая, что в данном случае оклады по воинским званиям должны быть повышены с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ (как произвел ответчик), военный прокурор Владимирского гарнизона просит признать за Веляевым В.Н. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период ....., взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за указанный период в сумме .....
В судебном заседании исполняющий обязанности военного прокурора Владимирского гарнизона Лазуткин О.И. требования поддержал.
Веляев В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть иск в его отсутствие.
Представитель ответчика Куприна А.В. иск не признала, указав, что из содержания ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что установление новых окладов по воинским званиям всем военнослужащим, кроме первичных воинских званий, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 Правительству Российской Федерации поручено повысить с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады по воинским должностям, с 01 июля 1999 года повысить в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями. Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 с 01 июля 1999 года установлены новые оклады по воинским званиям. С учетом этих окладов по воинским званиям пенсионерам произведен перерасчет пенсий с 01 июля 1999 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 признано незаконным повышение лишь с 01 июля 1999 года окладов по воинским званиям только по первичным воинским званиям, в этом Решении не имелось указаний о перерасчете денежного довольствия военнослужащих и пересмотре пенсий с 01 января 1999 года. Правительством Российской Федерации также не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Поскольку за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года военнослужащим, состоящим на службе, оклады по воинским званиям, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не выплачивались, применять иной размер окладов по воинским званиям при перерасчете пенсии ответчик был не вправе, определение размеров окладов относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие Веляева В.Н..
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, су приходит к следующему.
Установлено, что Веляев В.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей, на момент перерасчета пенсии 01 января 1999г.) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии с п. "б" ст. 49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру:
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 п. 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.
Данный Закон подлежит применению судом в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
То обстоятельство, что п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не препятствует суду применить при разрешении иска норму абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.
Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением Закона.
Из расчета, представленного ответчиком, следует, что размер оклада истца по должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял .... руб., в то время как размер оклада по званию оставался на уровне ..... Размер пенсии Веляева В.Н. составлял ..... (л.д.9). С учетом увеличения оклада по воинскому званию в .... раза оклад по воинскому званию составлял бы .... руб., размер пенсии - .... руб.
Таким образом, размер ежемесячной недоплаты составляет .... всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом недополучено ....
Ответчиком правильность расчета и сумма, предъявленная к взысканию, не оспаривалась.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей", сумма пенсии, не полученная пенсионерами своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование о признании за Веляевым В.Н. права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с ..... является обоснованным и подлежит удовлетворению. С ответчика в пользу Веляева В.Н. подлежит взысканию недополученная сумма пенсии за период с .... в размере .....
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов ( ....).
Таким образом, военный комиссариат подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при разрешении настоящего дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Веляева В.Н. удовлетворить.
Признать за Веляевым В.Н. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с ....
Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Веляева В.Н. недополученную сумму пенсии за период с .... в размере ....
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись.
Верно.
Судья И.В.Фирсова
Секретарь Е.А.Шиндакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.