судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Лепёхиной Н.В.,
судей
Игнатенковой Т.А., Орловой О.А.,
при секретаре
Еремкиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Арнаутова В.И. на решение Советского районного суда г. Липецка от 16 октября 2012 года, которым постановлено:
В иске Арнаутова В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании права на назначение страховой части трудовой пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Лепёхиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арнаутов В.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о признании права на назначение второй пенсии, компенсации морального вреда, указывая, что с 30 июня 1986 года по 07 января 1987 года выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время получает пенсию по инвалидности по линии Министерства обороны Российской Федерации и страховую часть трудовой пенсии по старости. Полагает, что как инвалид ? группы, получивший в период военной службы военную травму, он имеет право на получение одновременно двух пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Просил обязать ответчика выплачивать базовую часть трудовой пенсии с момента обращения за трудовой пенсией по старости.
В дальнейшем уточнив исковые требования, истец просил признать за ним право на страховую часть трудовой пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части, взыскать компенсацию морального вреда.
Представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке по доверенности Мельников А.А. исковые требования не признал, объяснив, что оснований для назначения второй пенсии не имеется.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Арнаутов В.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что увечье получено им при исполнении обязанностей военной службы, в результате чего он является инвалидом вследствие военной травмы и имеет право на одновременное получение двух пенсий.
Выслушав истца Арнаутова В.И., поддержавшего жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 приведенного Закона право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в частности, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Определение причины увечья, заболевания военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.
Формулировки причинной связи увечий, заболеваний приведены в пункте 41 раздела VII Положения:
а) "военная травма",
б) "заболевание получено в период военной службы",
в) утратил силу,
г) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"
д) "общее заболевание":
е) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска".
Как следует из этого перечня, законодатель различает причинную связь в формулировках "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" (подпункт "г") и "военная травма" (подпункт "а"), при этом к подпункту "г" отнесены заболевания, полученные освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Учреждения медико-социальной экспертизы применяют формулировки причин инвалидности, содержащиеся в Разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" в соответствии с пунктом 7 Разъяснения определяется, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с пунктами 9 - 12 Разъяснения от 15 апреля 2003 г. N 17 с иными формулировками: "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
При этом, как предусмотрено пунктом 12 Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.
Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Арнаутов В.И. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30 июня 1986 года по 07 января 1987 года (л.д. 52, 71).
Согласно справке МСЭ 21 ноября 2006 года Арнаутову В.И. при повторном освидетельствовании установлена ? группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС, бессрочно (л.д. 72-73).
16 марта 2009 года Арнаутову В.И. установлена ? группа инвалидности бессрочно с формулировкой - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д. 3).
С 19 декабря 1991 года Арнаутов В.И. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию по инвалидности ? группы, связанной с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 51). При этом размер пенсии истца соответствует размеру пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, так как статьей 29 Закона Российской Федерации от 15мая1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, назначаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
С 29 мая 2007 года Арнаутову В.И. выплачивается страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Коль скоро инвалидность истца обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, в качестве формулировки причины инвалидности указано - "увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" (л.д. 3), суд правильно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании приведенных правовых норм.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 16 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арнаутова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.