Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи краевого суда Башинского Д.А.,
при секретаре Корольковой А.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Балакирева Г.М. на решение Гулькевичского районного суда от 18 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Краснодарского края обратился в суд с заявлением к ГКУ "Центр занятости населения Гулькевичского района" об оспаривании решений, действий органов государственной власти, выразившихся в незаконной выдаче справок Куликовой Ларисе Сергеевне, Карловой Татьяне Владимировне о выплате за счет средств военного комиссариата Краснодарского края среднемесячного заработка за третий месяц с момента увольнения.
Свои требования обосновал тем, что ГКУ "Центр занятости населения Гулькевичского района" по обращению Куликовой Л.С., Карловой Т.В. принято решение, оформленное в виде справки, о получении ими сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы в течение третьего месяца со дня увольнения. Основанием для такого решения послужило то обстоятельство, что Центр занятости населения не трудоустроил данных лиц в установленный законом срок. Указанное решение Центра занятости населения является незаконным.
В судебном заседании представитель ГКУ "Центр занятости населения Гулькевичского района" по доверенности Ермакова Л.В., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебном заседании третьи лица Куликова Л.С., Карлова Т.В. возражали против удовлетворения заявления Военного комиссариата Краснодарского края.
Обжалуемым решением Гулькевичского районного суда от 18 июля 2012 года, суд отказал в заявленных требованиях заявителю.
С указанным решением суда представитель Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Балакирева Г.М. не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Шистко Л.Н. просившую решение суда первой инстанции отменить, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: Государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Гулькевичского района" по обращению Куликовой Л.С., Карловой Т.В. принято решение, оформленное в виде справки о получении ими сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы в течение третьего месяца со дня увольнения. Основанием для такого решения послужило то обстоятельство, что Центр занятости населения не трудоустроил данных лиц в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
В силу положений статей 56, 63 Трудового кодекса Российской Федерации работником как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит.
Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства.
Согласно статье 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Работающие пенсионеры имеют те же права, как и все работники. Это касается и сроков предупреждения об увольнении, и выплаты всех выходных пособий. Отличие только в том, что пенсионеров не признают безработными и не выплачивают пособие по безработице, так как они получают трудовую пенсию.
В соответствии с пунктом I статьи 11 Трудового кодекса РФ за работниками, которые достигли пенсионного возраста, сохраняются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе предусмотренные статьей 178 Трудового кодекса РФ в части выплаты выходного пособия и сохранения среднего месячного заработка за второй месяц со дня сокращения. Положения о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца относятся к высвобождаемым пенсионерам.
В частности, в Письме Роструда от 27.10.2005 года N 1754-61 разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и выдачи пенсионерам соответствующих документов.
Данная позиция поддерживается и в письмах Минфина РФ от 15.03.2006 года N 03-03-04/1/234, Роструда от 11.02.2010 года N 594-ТЗ, Федеральной налоговой службы от 9 июня 2010 года N ШС-37-3/3837.
Так, в письме Минфина РФ от 15.03.2006 года N 03-03-04/1/234 указано, что "...начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, сохраняются в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен".
Следовательно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в 14-дневный срок после увольнения в орган службы занятости населения; факт не трудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Из приведенных выше норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.
В Постановлении от 20.12.2007 года N А43-4154/2007-9-174 Федеральный Арбитражный Суд ВВО пришел к выводу о необходимости выплачивать средний заработок за третий месяц. Он указал, что лица пенсионного возраста, состоящие с работодателем в трудовых отношениях, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных частями 1, 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ гарантий и компенсаций).
Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Такую же точку зрения Федеральный Арбитражный Суд ВВО ранее высказал в Постановлении от 13.12.2006 года N AII-2077/2006-K2-20/226. Куликова Л.С., Карлова Т.В., как работники Военкомата КК были уволены в связи с сокращением численности работников по пункту 2 части I статьи 81 ТК РФ и течение 14 календарных дней обратились в Учреждение, где были зарегистрированы в качестве липа, ищущего работу, то есть в установленный законодательством срок.
Данный перечень является императивным и расширенному толкованию не подлежит.
Более того, ч. 3 ст.37 Конституции РФ установлено важнейшее конституционное право каждого на защиту от безработицы вне зависимости от возраста в связи с тем, что безработица лишает человека возможности реализовать свое право труд и обеспечить тем самым себе и своей семье достойное существование. Данная норма закреплена и в Конвенции МОТ N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.), в Конвенции МОТ N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.). Вышеуказанные Конвенции рассматривают защиту от безработицы как содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства, конечной целью которой является обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее.
С Куликовой Л.С., Карловой Т.В. расторгнуты трудовые договоры не по их инициативе, а по инициативе работодателя - Военкомата КК. Соответственно к таким гражданам государство применяет повышенные социальные гарантии защиты при увольнении.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Куликова Л.С., Карлова Т.В. правомерно были поставлены на учет в качестве ищущего работу без получения статуса безработного с целью их дальнейшего трудоустройства.
При каждом посещении Учреждения гражданам Куликовой Л.С., Карловой Т.В. выдавались направления на работу. По всем направлениям на работу получен отказ работодателей в приеме на работу по независящим от вышеуказанных гражданин причинам.
Поскольку граждане Куликова Л.С., Карлова Т.В. не были трудоустроены по независящим от них причинам, Учреждением правомерно принято решение о выдаче справок для предъявления бывшему работодателю на получение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
В коллективном договоре между профсоюзной организацией и руководством военного комиссариата Краснодарского края на 2010-2013 годы, не указано что работнику в исключительных случаях средний месячный заработок не сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, как и не указано, что за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца.
Из этого следует, что в коллективном договоре военного комиссариата Краснодарского края существует пробел в отношении ситуации, когда увольняется работник-пенсионер.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, основаны на анализе действующего законодательства и должной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.