СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Ивановой Е.А.,
при секретаре Шелеповой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 27 декабря 2012 года дело по апелляционной жалобе МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 октября 2012 года, по которому
требования прокурора г.Ухты удовлетворены частично;
признаны недействительными п.2.3.9 Муниципального контракта N ... на оказание услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО "Ухта", заключенного ... года между Муниципальным учреждением "Управление жилищно - коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Ухта" и Муниципальным унитарным предприятием "Ухтаспецавтодор" муниципального образования городского округа "Ухта", и п.1.4 приложения N ... к нему в части установления срока передержки отловленных безнадзорных собак не менее 5 календарных дней;
в удовлетворении требований прокурора г.Ухты о признании недействительным п.1.5 приложения к Муниципальному контракту N ... на оказание услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО "Ухта", заключенного ... года между Муниципальным учреждением "Управление жилищно - коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Ухта" и Муниципальным унитарным предприятием "Ухтаспецавтодор" муниципального образования городского округа "Ухта" отказано;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Ухты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "УЖКХ") о признании пункта 2.3.9 муниципального контракта от ... года на оказание услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО "Ухта", пунктов 1.4 и 1.5 Приложения N ... к указанному муниципальному контракту недействительными, указав в обоснование требований, что муниципальный контракт заключен ответчиком с МУП "Ухтаспецавтодор" и в оспариваемых пунктах предусматривает, что МУП "Ухтаспецавтодор" как исполнитель обязуется обеспечивать передержку отловленных безнадзорных собак не менее пяти календарных дней и кормление их во время передержки за свой счет; после истечения срока передержки животные подлежат усыплению с последующей утилизацией. Эти условия контракта противоречат закону и в силу этого являются недействительными (ничтожными), так как, устанавливая пятидневный срок передержки, ответчик ограничивает права собственника животного, предусмотренные статьями 137 и 231 ГК РФ, а эвтаназия возможна по показаниям ветеринарного специалиста.
Определением суда от 20 сентября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП "Ухтаспецавтодор".
В судебном заседании прокурор требования поддержал, пояснив, что обязанность по отлову собак, добровольно принятая на себя муниципальным образованием, должна исполняться в соответствии с законом; признание сделки недействительной в части не влечет признание недействительными остальных ее частей.
Представитель МУ "УЖКХ" требования не признал, указав, что вопросы отлова безнадзорных собак законодательно не урегулированы, цель контракта - защита жизни и здоровья граждан.
Представитель МУП "Ухтаспецавтодор" требования также не признал, полагал, что до отмены муниципального стандарта качества муниципальной услуги "Отлов и утилизация безнадзорных животных" контракт не может быть признан недействительным; он имеет целью отлов, а не содержание безнадзорных животных; без указания конкретного срока передержки контракт не был бы заключен.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" не согласно с решением суда в части удовлетворения исковых требований прокурора и просит решение в этой части отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва прокурора на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, не усматривает. При этом в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Как следует из материалов дела, ... года между МУ "УЖКХ" (заказчик) и МУП "Ухтаспецавтодор" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N ... на оказание услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО "Ухта", предметом которого является выполнение работ по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО "Ухта" в объеме согласно приложению N ... к контракту и на условиях, указанных в приложении N ... к контракту; срок действия контракта установлен с ... по ... года.
Согласно пункту 2.3.9 контракта и пункту 1.4 приложения N... к нему исполнитель обязан обеспечивать передержку отловленных безнадзорных собак не менее пяти календарных дней и кормление их во время передержки за свой счет. Пунктом 1.5 приложения N... к контракту предусмотрено, что после истечения срока передержки отловленных безнадзорных собак и не выявления их владельцев в период передержки животные подлежат усыплению с последующей утилизацией.
Разделом 1 приложения N... к контракту предусмотрено, что услуги по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО "Ухта" должны осуществляться в стром соответствии с действующими нормативными документами.
Между тем, разрешая данный спор, суд обоснованно признал, что оспариваемые прокурором положения муниципального контракта, предусматривающие обязанность исполнителя осуществлять передержку отловленных безнадзорных собак не менее пяти календарных дней, не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства.
Так, в соответствии со статьей 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное; при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Таким образом, по отношению к животным как объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, за исключением особенностей, установленных Гражданским кодексом РФ.
Статьи 230 - 232 ГК РФ регламентируют порядок приобретения права собственности на безнадзорных животных.
Статьями 230 и 231 ГК РФ установлено, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника; лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости; если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них, а при отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Из приведенных положений следует, что согласно действующему гражданскому законодательству отловленные безнадзорные животные должны содержаться в течение 6 месяцев, после чего в случае необнаружения собственника возможно приобретение лицом прав собственности на них или передача в муниципальную собственность.
Пунктом 9.5 Санитарных правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 года N54, предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
В соответствии с положениями Модельного закона об обращении с животными, принятого 31 октября 2007 года Постановлением 29-17 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова в целях недопущения: неконтролируемого размножения безнадзорных животных; причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций; возникновения эпизоотий и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть животные (статья 30); для временного содержания изъятых или иным образом отчужденных животных, найденных или отловленных безнадзорных животных и поиска их владельцев или новых владельцев организациями, осуществляющими отлов безнадзорных животных, создаются пункты временного содержания животных, где они содержатся определенное время, а затем, при невостребованности собственником, могут быть подвержены контрацепции или биостерилизации с последующим возвращением этих животных в места их отлова организацией по отлову животных (статья 32).Умерщвление животных допускается лишь в случаях, приведенных в статье 35 Модельного закона.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от ... года N... утвержден Стандарт муниципальной услуги "Отлов и утилизация безнадзорных животных", в состав которой согласно пункту 2.1.3, в числе прочего, входит содержание в течение 5 календарных дней в пункте приема и передержки отловленных животных. На указанное положение Стандарта прокурором города Ухты в адрес руководителя администрации МОГО "Ухта" 4 октября 2012 года принесен протест с требованием привести положение пункта 2.1.3 Стандарта в соответствие с действующим законодательством (л.д.41-42).
Из анализа приведенных положений вышеуказанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, чем утвержденный постановлением администрации МОГО "Ухта" Стандарт муниципальной услуги "Отлов и утилизация безнадзорных животных", на который ссылались ответчики в суде первой инстанции, следует, что основным принципом обращения с животными является гуманность, и отлов безнадзорных животных также должен осуществляться с учетом этого принципа и обеспечивать возможность возврата животного его законному владельцу.
Разрешая данный спор, суд правильно признал, что условия заключенного МУ "УЖКХ" муниципального контракта, содержащиеся в пункте 2.3.9 контракта и пункте 1.4 приложения N... к нему и предусматривающие передержку отловленных безнадзорных собак в течение не менее пяти календарных дней с последующим усыплением, не соответствуют требованиям закона, вследствие чего являются недействительными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действие статьи 230 ГК РФ распространяется только на домашних животных, оставшихся без надзора, а объектом муниципального контракта являются безнадзорные собаки, проживающие в городах и населенных пунктах в состоянии естественной свободы, и на них распространяется Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N52-ФЗ, несостоятельны.
Как следует из муниципального контракта от ... года, он заключен на отлов, передержку, усыпление и утилизацию безнадзорных собак, находящихся на территории МОГО "Ухта".
Собаки относятся к домашним животным, разводимым человеком для удовлетворения различных потребностей.
Под безнадзорными домашними животными в статье 230 ГК РФ понимаются такие животные, которые утрачивают способность к самостоятельному возвращению в место своего постоянного обитания или находятся в местности, удаленность или иные естественные условия которой не позволяют эту способность реализовать.
С учетом этого на безнадзорных собак, являющихся объектом муниципального контракта, заключенного ответчиками, распространяется действие статей 230 и 231 ГК РФ в отличие от действия Федерального закона "О животном мире", для целей которого под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, и который регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы (статьи 1,3 Закона). Домашние животные не подпадают под действие вышеназванного Закона.
Ссылка в жалобе на Правила содержания животных на территории МО "Город Ухта", утвержденные решением Совета МОГО "Город Ухта" N2 от 9 сентября 2005 года и предусматривавшие обязанность организаций жилищно-коммунального хозяйства МОГО "Ухта" проводить мероприятии по отлову и временному содержанию безнадзорных животных, не может быть принята во внимание, так как указанные Правила отменены решением Совета МОГО "Ухта" от 14 ноября 2012 года N166 во исполнение решения Ухтинского городского суда от ... года, которым признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу решение Совета МО "Город Ухта" от 9 сентября 2005 года N 2 "Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования "Город Ухта".
Довод апелляционной жалобы о том, что в оспариваемых пунктах контракта и приложения N... к нему отсутствует конкретный срок передержки отловленных собак (указано "не менее пяти календарных дней"), следовательно, требования статьи 231 ГК РФ не нарушаются, выводов суда не опровергает и основанием для отмены решения не является. Хотя срок передержки отловленных безнадзорных собак и указан в контракте как "не менее пяти календарных дней", однако согласно пункту 1.5 приложения N... к контракту после истечения срока передержки животные подлежат усыплению. Не указание в контракте срока передержки конкретной продолжительности позволяет трактовать указанные положения контракта и приложения N... к нему как позволяющие производить усыпление отловленных безнадзорных собак по истечении пяти календарных дней и, как следует из объяснений представителя МУ "УЖКХ" в суде, именно так на практике и происходит, поскольку финансирование в этой части обеспечивает содержание отловленных собак в течение 5 дней (л.д.79 оборот).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.