Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 24 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.
судей областного суда Тумакова А.А., Зубковой Т.И.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре Гинькиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 24 января 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ФИО2 ФИО1 Е.М. И апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Советского районного суда г. Брянска от 2 ноября 2012 года по делу по иску ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о признании приказов незаконными, восстановлении на службе в органах полиции, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по Брянской области о признании приказов незаконными, восстановлении на службе в органах полиции, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, свои требования мотивирует тем, что решением Советского районного суда г.Брянска от 20 мая 2011 г. он восстановлен на службе в должности старшего оперуполномоченного группы по борьбе с организованными группами и преступными сообществами, сформированными на этнической основе, отдела по борьбе с организованными группами и преступными сообществами, лидерами уголовно-преступной среды, борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями общеуголовной направленности ОРЧ N КМ по линии УР при УВД по Брянской области по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
29 марта 2012 г. Приказом УМВД России по Брянской области N л/с от ДД.ММ.ГГГГ (изданным в частичное изменение п. 10.1 приказа УМВД от 07 марта 2012 г. N л/с) он был уволен с занимаемой должности.
С учетом уточненных исковых требований ФИО5 просил суд: признать незаконными и отменить п. 4 приказа начальника УМВД России по Брянской области N л/с от 18 августа 2011 года, п. 10 приказа начальника УМВД России по Брянской области N л/с от 06 сентября 2011 года; взыскать с ответчика в его пользу недополученное денежное содержание за период с 30 июля 2011 г. по 25 августа 2011 г. из расчета денежного содержания аналогичной ранее занимаемой им должности на момент вынесения судебного акта; признать незаконными и отменить приказы N л/с от 15 марта 2012 года и N л/с от 28 марта 2012 года; признать его увольнение из органов внутренних дел незаконным и обязать ответчика восстановить его на службе в органах полиции; обязать ответчика назначить его на должность старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности управления уголовного розыска УМВД России по Брянской области; а также взыскать в его пользу денежное содержание за время вынужденного прогула.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 2 ноября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО2 ФИО1 Е.М. просит отменить решение суда в связи с применением судом норм права, не применимых в данном споре. Так же суд не учел, что ответчик не предложил истцу другую работу.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, так же просит отменить решение суда, поскольку полагает, что суд необоснованно применил положение ст.4, ст. 29 ФЗ "О полиции",т.к. Слонский не являлся сотрудником полиции.
В суде апелляционной инстанции ФИО5 и его представитель ФИО1 Е.М. поддержали апелляционную жалобу. Просили отменить решение суда по ее доводам.
Апелляционное представление прокурором отозвано, в заключении прокурор Николаева С.Н. полагала решение суда законным и не подлежащим отмене.
Представитель ответчика Малолеткова Е.А. полагала решение суда законным и не подлежащим отмене.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Зубковой Т.И. объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец с 1996 г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Приказом от 22.12. 2010 г. он был уволен по п.е ст. 19 Закона о милиции по сокращению штатов.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2011 г., вступившим в законную силу, ФИО5 был восстановлен на службе в должности старшего оперуполномоченного группы по борьбе с организованными группами и преступными сообществами, сформированными на этнической основе, отдела по борьбе с организованными группами и преступными сообществами, лидерами уголовно-преступной среды, борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями общеуголовной направленности ОРЧ N КМ по линии УР при УВД по Брянской области по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности. Приказ о его восстановлении издан 23.05. 2011 г. N л/с. 18 августа 2011 г., пункт 2 приказа N изложен в следующей редакции : считать восстановленным ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ В п.4 названного приказа указано, что в связи с организационно штатными мероприятиями, на основании приказа УВД от 3.05. 2011 "адрес" считается находящимсч в распоряжении УМВД России по Брянской области, исполняющим обязанности по ранее занимаемой должности.
Приказом N от 6 сентября 2011 г. указано считать ФИО2 находящимся в распоряжении УМВД России по Брянской области с 25.08. 2011 г.
В связи со вступлением в силу с 01 марта 2011 года Федерального закона РФ "О полиции" началось реформирование органов внутренних дел.
Приказом МВД РФ N от 27 апреля 2011 г. утверждено Положение об Управлении министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области.
Приказом УМВД России по Брянской области от 03 мая 2011 г. N-од с 20 мая 2011 г. признано утратившим силу штатное расписание, и все сотрудники выведены в распоряжение начальника УМВД России по Брянской области.
Всем сотрудникам вручено уведомление о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе, по сокращению штатов.
25 августа 2011 г. истец был уведомлен о сокращении его должности с 20 мая 2011 г. и предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов), что подтверждается актом ( л.д. 37,38). ФИО5 отказался от подписи в листе уведомления, мотивируя не выплатой причитающихся ему сумм в связи с восстановлением в должности.
Приказом УМВ"адрес"/с от 15 марта 2012 г. истец, находящийся в распоряжении УМВД, уволен с занимаемой должности по п.п, 11 п. 2 ст. 82 Федерального закона РФ "О службе в органах внутренних дел" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), 15 марта 2012 года (п. 10.1 п. 10).
Приказом УМВД от N л/с приказом N л/с от 28 марта 2012 года внесены частичные изменения в п. 10.1 приказа УМВ"адрес"/с: в части даты увольнения, истец считается уволенным 29 марта 2012 г. Основание: листок освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.
Согласно пп. "е" п. 6 ст. 19 Закона РФ "О милиции" сотрудники милиции могут быть уволены со службы по сокращению штатов. При этом, увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника, с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Порядок и условия прекращения службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным Законом РФ "О милиции", в том числе по сокращению штатов, установлены в главе VII (статьи 57 - 64) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД России от 14.12.1999 N 1038 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", в соответствии с п. "е" ст. 58 которой увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника по службе.
Отказывая в удовлетворении требований истца и отвергая довод о нарушении процедуры увольнения ввиду непредставления работы в полиции, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что процедура увольнения истца, установленная законом, была соблюдена, соответственно оснований для удовлетворения требований в части признания приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в органы полиции не имелось.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" предписано сократить до 01.01.2012 численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов.
Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 252 установлена предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 251 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" МВД России обязано до 1 августа 2011 г. обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.
С 01.03.2011 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", согласно ч. 3 ст. 54 которого сотрудники органов внутренних дел подлежали внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.
Частью 2 указанной нормы установлено, что до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-I, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 5 статьи 54 данного Федерального закона предусмотрено, что сотрудники, не прошедшие внеочередную аттестацию и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных должностях, в том числе нижестоящих, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным статьей 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
В соответствии с пунктом "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника на службе.
В соответствии с п. 3.2. Приказа МВД России N 135 от 22.03.2011 разрешено не проводить внеочередную аттестацию сотрудников, представленных к увольнению из органов внутренних дел РФ.
Специфика прохождения службы в органах МВД России, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам. Регламентируя правовое положение работников МВД России, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.
Реорганизация органов милиции, проведение соответствующих мероприятий по сокращению штатов и выбору наиболее подготовленных сотрудников для дальнейшего прохождения службы, является исключительной прерогативой государства.
Право на заполнение свободных вакансий, созданных в новых подразделениях являлось исключительным правом работодателя, что не предполагает обязанность по их предложению высвобождающимся в результате организационно-штатных мероприятий сотрудникам не прошедшим аттестацию.
Работодатель вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимыекадровые решения (подбор, расстановка, увольнение), что в частности обусловлено особым правовым статусом сотрудников внутренних дел и специфическим характером их деятельности по охране правопорядка.
Должность истца была сокращена, сокращенная должность и вновь вводимые должности сотрудников полиции не являются тождественными.
Таким образом, у ответчика отсутствовала прямая обязанность по аттестации представленного к увольнению истца на его соответствие должности сотрудника полиции и предложение ему данных должностей, как вакантных.
Поскольку внеочередная аттестация в отношении истца не проводилась и решение о службе его в полиции не принималось, предложение истцу вакантных должностей полицейских не могло быть осуществлено.
В соответствии с Приказом МВД России от 22.03.2011 г. N 135, в отношении указанных сотрудников разрешено не проводить аттестацию.
Оснований для иного вывода не имеется.
Другие требования истца так же обоснованно неудовлетворены судом, согласно имеющимся в деле справке и платежным ведомостям все выплаты истцу были произведены в полном объеме.( л.д.52-70)
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая требования истца, суд, руководствовался нормами подлежащего применению в рассматриваемом случае законодательства, и доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления в этой части необоснованны.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены постановленного по делу судебного решения.
Руководствуясь ст. 328ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 2 ноября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу и апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий: Богородская Н.А.
Судьи областного суда: Зубкова Т.И.
Тумаков А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.