Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2012 N 11-26431/12
Судья Кудрявцева М.В. Гр.д. N *
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.,
судей Сергеевой Л.А., Быковской Л.И.,
при секретаре Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергеевой Л.А.,
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата г. Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от **года, которым постановлено:
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу А.Е. денежную компенсацию за наем жилого помещения с *** по *** года в размере **р.
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы государственную пошлину в доход государства в размере **р.,
УСТАНОВИЛА:
Истец А.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения. В обоснование иска указал, что он с ** года по **год проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, выслуга лет составила, в календарном исчислении - ** месяцев. Приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ по личному составу от ** года N ***, А.Е. уволен с военной службы в запас ВС РФ по состоянию здоровья. Приказом начальника Военного университета по строевой части от ** года N ***, истец с ** года исключен из списков личного состава и снят со всех видов довольствия, направлен на учет в ОВК **. Согласно выписке из протокола N *** заседания жилищной комиссии Военного университета от *** года, А.Е. с ***года состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Поскольку за время прохождения военной службы истец жилой площадью не обеспечивался, вынужден был осуществлять наем жилого помещения, просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с *** по *** года в размере ****р.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Военного комиссариата г. Москвы, ссылаясь на то, что А.Е. дал согласие на увольнение его из ВС РФ без предоставления жилого помещения; истец место жительства в г. Москве не менял и состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения при Военном университете, а потому истцу законом не предоставлено право на получение компенсации за наем жилого помещения за счет Военного комиссариата г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя истца А.С., представителя ответчика Р.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч 1-3 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Как следует из материалов дела, А.Е. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ с *** по *** года, выслуга лет в календарном исчислении составляет *** месяцев.
Приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ по личному составу от *** N ***, А.Е. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, по состоянию здоровья.
Приказом начальника Военного университета по строевой части от *** года N ***, А.Е. с *** года исключен из списков личного состава и снят со всех видов довольствия.
Согласно выписке из протокола N *** заседания жилищной комиссии Военного университета от *** года истец состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с *** года
Согласно договорам найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, заключенным ** года, *** года, *** года, *** года между истцом и А.П., ежемесячная плата за наем жилого помещения составляет ***.
Рассматривая данное дело, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных А.Е. требований, сославшись на то, что право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения предоставлено ряду категорий граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от места постановки на такой учет и органа государственной власти, в котором гражданин встал на этот учет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 указанного закона, предписано при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных правовых положений следует, что военнослужащие-граждане, не обеспеченные при увольнении с их согласия с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем, а при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
В силу вышеприведенных положений федерального закона (абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях именно органами местного самоуправления.
Право на получение названной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не в органах местного самоуправления, а в жилищной комиссии воинской части, законом не предоставлено.
Изложенное обусловлено тем, что в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Тем самым, положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентируют порядок реализации права на жилище и соответствующей выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья именно тем категориям граждан, которые при увольнении выразили желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, в связи с чем переехали на иное избранное место постоянного жительства, в органах местного самоуправления которого они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий).
Как следует из материалов дела, А.Е., зарегистрированный по месту жительства по адресу: ***, на основании приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ по личному составу от *** N **, уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, по состоянию здоровья без обеспечения жилым помещением.
После увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава, А.Е. иное, не по месту увольнения с военной службы, место жительства не избирал, на данное вновь избранное место жительства не переезжал и на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органах местного самоуправления (в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях) не принимался, а продолжил состоять на жилищном учете института, на увольнение из которого без обеспечения жилым помещением он дал свое согласие.
Исходя из приведенных выше норм закона, военнослужащий, принимая добровольное решение о согласии на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения, также добровольно принимает и изменение правоотношений сторон по вопросу о праве на выплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
При этом, названная норма Федерального закона "О статусе военнослужащих"(абз. 2 п. 14 ст. 15) в той мере, в какой она связывает право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с необходимостью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях именно в органах местного самоуправления, а не в жилищной комиссии воинской части, - не соответствующей Конституции Российской Федерации в установленном порядке не признавалась.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П положение абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации только в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации не только с датой их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и с датой их увольнения с военной службы; а также в той мере, в какой содержащаяся в нем норма связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ином отношении, имеющем юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора, конституционность абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Конституционным Судом Российской Федерации не проверялась.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска А.Е. к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от ***года - отменить.
В удовлетворении иска А.Е. к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.