Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2012 N 11-26432/12
Судья: Кудрявцева М.В.
Гражданское дело N 11-26432/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.,
судей Андреевой И.Ю., Быковской Л.И.,
при секретаре Бажиновой А.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата г.Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу Кудрина А.В. денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 22.06.2011 года по 30.04.2012 года в размере ***рублей.
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу Кудрина А.В. расходы на оплату государственной пошлины в размере *** рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей,
У С Т А Н О В И Л А:
Кудрин А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, ссылаясь на то, что он проходил военную службу по контракту и был уволен из рядов ВС РФ в запас по организационно-штатным мероприятиям. До исключения из списков воинской части ему выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилья, однако с момента увольнения с военной службы выплата указанной компенсации прекращена. Просит суд взыскать с ответчика компенсацию за наем жилого помещения за период с 22.06.2011 года по 30.04.2012 года в размере *** рублей, расходы по оплате госпошлины *** рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере *** рублей.
Представитель истца Сомов Р.Н. в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель Военного комиссариата города Москвы Кочнев И.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ВК г.Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что законом не предусмотрено право на получение компенсаций уволенным с военной службы, состоящим на учете не в органах местного самоуправления, а в жилищной комиссии воинской части.
Представитель ответчика по доверенности Тарасов Р.Е. на заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истец Кудрин А.В. и его представитель по ордеру - адвокат Сомов Р.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Тарасова Р.Е., истца Кудрина А.В. и его представителя - адвоката Сомова Р.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных правовых положений следует, что военнослужащие-граждане, не обеспеченные при увольнении с их согласия с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем, а при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
По делу установлено, что Кудрин А.В. проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с 20.07.1999 г.
Решением жилищной комиссии войсковой части 77073 от 21.10.2004 года Кудрин А.В. признан нуждающимся в получении жилой площади и принят на учет нуждающихся в получении жилой площади.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 603 от 28.05.2011 года Кудрин А.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилым помещением по установленным нормам не обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования Кудрина А.В. к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 22.06.2011 года по 30.04.2012 года в размере *** рублей, суд исходил из того, что право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения предоставлено ряду категорий граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от места постановки на такой учет и органа государственной власти, в котором гражданин встал на этот учет.
Между тем, определение круга лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии реализации права на жилище, является исключительной прерогативой законодателя, а не судов общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции подменять деятельность органов законодательной власти изначально не вправе, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной и судебной власти, а также прерогатив Федерального Собрания и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 94, 118 Конституции Российской Федерации).
В силу вышеприведенных положений федерального закона (абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях именно органами местного самоуправления.
Право на получение названной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не в органах местного самоуправления, а в жилищной комиссии по месту службы, законом не предоставлено.
Изложенное обусловливается тем, что в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Тем самым, положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентируют порядок реализации права на жилище и соответствующей выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья именно тем категориям граждан, которые при увольнении выразили желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, в связи с чем переехали на иное избранное место постоянного жительства, в органах местного самоуправления которого они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кудрин А.В. приказом начальника вооружения Вооруженных сил РФ - заместителя Министра обороны РФ N 603 от 28.05.2011 года уволен досрочно с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жилым помещением.
Военнослужащий, принимая добровольное решение о согласии на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения, также добровольно принимает и изменение правоотношений сторон по вопросу о праве на выплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
При этом, названная норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой она связывает право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с необходимостью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях именно в органах местного самоуправления, а не в жилищной комиссии воинской части, - не соответствующей Конституции Российской Федерации в установленном порядке не признавалась.
В соответствии с постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П положение абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации только в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации не только с датой их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и с датой их увольнения с военной службы; а также в той мере, в какой содержащаяся в нем норма связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ином отношении, имеющем юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора, конституционность абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Конституционным Судом Российской Федерации не проверялась.
При таких обстоятельствах, решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июня 2012 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения, в соответствии с которым следует отказать в удовлетворении исковых требований Кудрина А.В. к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 22.06.2011 года по 30.04.2012 года в размере 154 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июня 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Кудрина А.В. к Военному комиссариату города Москвы о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.