Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2012 N 11-26440/12
Судья Кудрявцева М.В.
Апелляционное определение
04 декабря 2012 года Гр. дело N 11-26440
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Огановой Э.Ю.
Судей Ефимовой И.Е., Вишняковой Н.Е.
при секретаре Козловой Ю.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Огановой Э.Ю.
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата г. Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу Турова А.М. денежную компенсацию за наем жилого помещения с 01 января по 20 июня 2012 года в размере *** (***) рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере *** (***) рублей.
УСТАНОВИЛА:
Туров А.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным действия руководителя военного комиссариата города Москвы, связанного с отказом в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 01 января 2012 года по 30 апреля 2012 года в размере *** рублей, ссылаясь на то, что в период прохождения им военной службы указанная компенсация ему выплачивалась, однако после увольнения его из рядов Вооруженных Сил данные выплаты были прекращены, действия Военного комиссариата г. Москвы являются неправомерными и нарушают его права. Кроме того, Туров А.М. указал, что состоит в списке военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В процессе рассмотрения дела истец Туров А.М. уточнил свои исковые требования и просил взыскать с Военного комиссариата г. Москвы компенсацию за поднаем жилого помещения в период с 01 января 2012 года по 20 июня 2012 года в размере *** рублей (л.д. 22).
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в апелляционной жалобе просит Военный комиссариат города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Военного комиссариата г. Москвы - по доверенности Тарасова Р.Е., представителя истца Турова А.М. - по доверенности Торояна Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушениями требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Туров А.М. проходил военную службу в восьмом управлении Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
Согласно выписке из протокола N 6 заседания жилищной комиссии восьмого управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 20.08.2010г. капитан Туров А.М. для прохождения службы в г. Москве назначен приказом МО РФ N 0304 от 19.06.2004 г. В Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.08.1999 г. Очередник МО РФ с 2004 г. Зарегистрирован по адресу: ***, жилья в собственности не имеет (л.д. 14).
Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2010 года N 1182 Туров А.М. был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией "В" ограничено годным к военной службе (л.д. 13).
Приказом начальника восьмого управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N 402 от 07 октября 2010 года Туров А.М. был исключен из списков личного состава части с 14 ноября 2010 года (л.д. 13).
Согласно абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных правовых положений следует, что военнослужащие-граждане, не обеспеченные при увольнении с их согласия с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем, а при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
Удовлетворяя исковые требования Турова А.М. к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 01 января 2012 года по 20 июня 2012 года в размере *** рублей, суд исходил из того, что право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения предоставлено ряду категорий граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от места постановки на такой учет и органа государственной власти, в котором гражданин встал на этот учет.
Между тем, определение круга лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии реализации права на жилище, является исключительной прерогативой законодателя, а не судов общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции подменять деятельность органов законодательной власти изначально не вправе, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной и судебной власти, а также прерогатив Федерального Собрания и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 94, 118 Конституции Российской Федерации).
В силу вышеприведенных положений федерального закона (абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях именно органами местного самоуправления.
Право на получение названной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не в органах местного самоуправления, а в жилищной комиссии по месту службы, законом не предоставлено.
Изложенное обусловливается тем, что в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Тем самым, положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентируют порядок реализации права на жилище и соответствующей выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья именно тем категориям граждан, которые при увольнении выразили желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, в связи с чем переехали на иное избранное место постоянного жительства, в органах местного самоуправления которого они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Туров А.М. приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2010 года N 1182 был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией "В" ограничено годным к военной службе без обеспечения жилым помещением.
После увольнения с военной службы и исключения на основании приказа начальника восьмого управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N 402 от 07 октября 2010 года из списков личного состава части, Туров А.М. иное, не по месту увольнения с военной службы место жительства не избирал, на данное вновь избранное место жительства не переезжал и на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органах местного самоуправления (в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях) не принимался, а продолжил состоять на жилищном учете восьмого управления Генерального штаба, на увольнение из которого без обеспечения жилым помещением он дал свое согласие.
Военнослужащий, принимая добровольное решение о согласии на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения, также добровольно принимает и изменение правоотношений сторон по вопросу о праве на выплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
При этом, названная норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой она связывает право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с необходимостью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях именно в органах местного самоуправления, а не в жилищной комиссии воинской части, - не соответствующей Конституции Российской Федерации в установленном порядке не признавалась.
В соответствии с постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П положение абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации только в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации не только с датой их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и с датой их увольнения с военной службы; а также в той мере, в какой содержащаяся в нем норма связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ином отношении, имеющем юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора, конституционность абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Конституционным Судом Российской Федерации не проверялась.
При таких обстоятельствах, решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июня 2012 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения, в соответствии с которым следует отказать в удовлетворении исковых требований Турова А.М. к Военному комиссариату г. Москвы о взыскании компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 01 января 2012 года по 20 июня 2012 года в размере *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июня 2012 года отменить.
В иске Турова А.М. к Военному комиссариату города Москвы о взыскании компенсации за наем жилого помещения, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.