Постановление Московского городского суда от 17.12.2012 N 4а-2781/12
Заместитель председателя Московского городского суда Д.А. Фомин, рассмотрев надзорную жалобу защитника К. в интересах Открытого акционерного общества "ИКМА" на постановление мирового судьи судебного участка N 357 района Западное Дегунино города Москвы от 28 мая 2012 года и решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 23 июля 2012 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 357 района Западное Дегунино города Москвы от 28 мая 2012 года ОАО "ИКМА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 23 июля 2012 года постановление мирового судьи судебного участка N 357 района Западное Дегунино города Москвы от 28 мая 2012 года оставлено без изменения, жалоба защитника К. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе защитник К. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на то, что в действиях ОАО "ИКМА" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ; правовых оснований для проведения внеплановой выездной проверки Общества не имелось, срок и порядок проведения проверки не были соблюдены, результаты проверки не соответствуют действительности.
Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими изменению.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как усматривается из материалов дела, 20 марта 2012 года в 12 часов 30 минут по адресу: город Москва, ул. Ижорская, д. 3, при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено, что ОАО "ИКМА" не выполнены требования действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года N804, п. 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N687, не спланированы мероприятия по подготовке районов размещения должностных лиц и работников организации, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- в нарушение п. 9 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года N804, п. 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны с муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N687, не созданы и не организована деятельность эвакуационных органов организации, а также подготовка их личного состава;
- в нарушение положений постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 года N1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайны ситуаций природного и техногенного характера", п. 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, не соответствует установленным нормам объем накопления медицинских средств индивидуальной защиты в военное время, их хранение, использование по предназначению для должностных лиц и работников организации;
- в нарушение п. 1 распоряжения Правительства Москвы от 29 декабря 2000 года N1292-РП "Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи", отсутствуют коллективные аптечки первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в нарушение п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 26 ноября 2007 года N804, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N687, п. 44 Положения об организации обеспечения населения средствам индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N993, не спланировано и не организованно обеспечение выдачи должностным лицам и работникам средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
- в нарушение п. п. 17, 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583, а также Положения о техническом обслуживании и ремонте защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве от 18 ноября 2004 года, не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- в нарушение п. 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583, не выполнены мероприятия по обозначению маршрутов движения укрываемых к ним;
- в нарушение п. 1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583, не предусмотрено оснащение защитного сооружения ГО организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых;
- в нарушение п. 15 приложения к приказу МЧС России N999 от 23 декабря 2005 года "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований", нештатные аварийно-спасательные формирования не обеспечены специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Таким образом, ОАО "ИКМА" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных судебными инстанциями доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки N8 от 20 марта 2012 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "ИКМА"; копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, зарегистрированном до 01 июля 2002 года; копией свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "ИКМА"; копией лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов; копией лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; показаниями дознавателя 1-го РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве Д. и старшего помощника прокурора САО г. Москвы А.
В ходе производства по данному делу об административном правонарушении судебные инстанции правильно применили нормы материального права и дали правильную юридическую оценку действиям ОАО "ИКМА", выразившимся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Вывод суда о наличии в действиях ОАО "ИКМА" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
В то же время на момент рассмотрения в Московском городском суде надзорной жалобы защитника К. в интересах ОАО "ИКМА" распоряжение Правительства Москвы от 29 декабря 2000 года N1292-РП "Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи", нарушение требований которого, выразившееся в отсутствии у Общества коллективных аптечек первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вменено в вину ОАО "ИКМА", с 02 октября 2012 г. утратил силу на основании постановления Правительства Москвы от 02 октября 2012 г. N 536-ПП. Таким образом, в настоящее время основания для привлечения ОАО "ИКМА" к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ за описанное выше нарушение отсутствуют. В связи с этим постановление мирового судьи и судьи районного суда подлежат изменению в указанной части путем исключения из них вывода о нарушении Обществом приведенных выше требований распоряжения Правительства Москвы от 29 декабря 2000 года N1292-РП .
Доводы надзорной жалобы о том, что правовые основания для проведения должностными лицами 1-го РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве проверки ОАО "ИКМА" отсутствовали, а сама проверка была проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не являются обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Аналогичное положение содержится в подп. 4 п.47 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.
Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения в отношении ОАО "ИКМА" внеплановой выездной проверки явилось поручение прокурора САО г. Москвы от 13 марта 2012 г. N13-02, ссылка на которое содержится в распоряжении начальника 1 РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве, что согласуется с ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ и принятом в соответствии с ним Административным регламентом МЧС России.
При этом выяснение вопроса о том, какие именно материалы и обращения, упомянутые в ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ, послужили основанием для выдачи прокурором САО г. Москвы поручения на проведение проверки в отношении ОАО "ИКМА", вопреки доводам жалобы, в предмет доказывания по настоящему делу не входит, и отсутствие таких сведений в материалах дела не влияет на законность принятых по делу судебных решений.
Проверка соблюдения ОАО "ИКМА" обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проведена уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции. Каких-либо нарушений требований вышеназванных нормативных правовых актов, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических обстоятельств дела и оценку доказательств, полученных в рамках проведенной проверки, допущено не было.
Доводы надзорной жалобы о том, что результаты проверки не соответствуют действительности, опровергаются установленными судом обстоятельствами и не ставят под сомнение вывод судебных инстанций о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и виновности Общества в его совершении.
В целом доводы заявителя, изложенные в надзорной жалобе, уже являлись предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов.
Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления.
При назначении наказания мировой судья учел данные об ОАО "ИКМА", а также характер совершенного административного правонарушения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено ОАО "ИКМА" в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 357 района Западное Дегунино города Москвы от 28 мая 2012 года и решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 23 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ОАО "ИКМА" изменить: из мотивировочной части указанных судебных актов исключить вывод о нарушении Обществом п. 1 распоряжения Правительства Москвы от 29 декабря 2000 года N1292-РП "Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи", выразившемся в отсутствии коллективных аптечек первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, надзорную жалобу защитника К. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.