Судья Томского областного суда Шефер И.А., рассмотрев дело по жалобе директора УМП "ЕРКЦ г. Томска" Тернова О. Ф. на постановление заместителя руководителя УФАС России по Томской области от 11 октября 2012 года и решение судьи Советского районного суда г.Томска от 07 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 11 октября 2012 года директор УМП "ЕРКЦ г. Томска" Тернов О.Ф. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно постановлению письмом Томского УФАС России от 10.07.2008 N АС/1981 УМП "ЕРКЦ г. Томска" было поставлено в известность о требовании УФАС России представить отчетность по форме 1-МОН, утвержденной постановлением Росстат от 31.05.2007 N 39, не позднее 30-го числа следующего за отчетным периодом. Информация об изменениях форм отчетности и сроков ее представления УМП "ЕРКЦ г.Томска" была доведена письмом Томского УФАС России от 05.02.2012 N АС/380.
Отчетность по форме 1-МОН, утвержденная постановлением Росстат от 31.05.2007 N 39, представляется не позднее 30 апреля после отчетного периода.
УМП "ЕРКЦ г. Томска", директором которого является Тернов О.Ф. представило отчетность по форме 1-МОН, утвержденную постановлением Росстата от 31.05.2007 N 39, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области 04.07.2012 (вх. N 3590), то есть позднее 30.04.2012.
Решением судьи Советского районного суда г. Томска от 07 ноября 2012 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Тернов О.Ф. обратился с жалобой в областной суд. В обоснование доводов жалобы указал, что обязанность по предоставлению первичных статистических данных по форме 1-МОН возникает не из норм антимонопольного законодательства, а из норм ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, Приказа Росстата от 04.09.2009 N 192 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов". Считает, что указанная обязанность не может быть возложена письмом антимонопольного органа в порядке ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и существует независимо от факта наличия или отсутствия каких-либо писем и запросов антимонопольного органа. При этом антимонопольный орган в данном случае выполняет функции (несет права и обязанности) субъекта официального статистического учета, а не функции прав и обязанностей, возлагаемых на него антимонопольным законодательством. Запрашиваемая информация является не информацией, необходимой антимонопольному органу и представляемой по его требованию в порядке ст. 25 Закона о защите конкуренции, а первичными статистическим данными. Отношения по предоставлению указанной информации являются отношениями, возникающими при осуществлении официального статистического учета, а не отношениями, связанными с защитой конкуренции. В связи с указанным считает, что непредставление в срок первичной статистической информации не является административным правонарушением в сфере антимонопольного законодательства и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, а образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ "Нарушение порядка предоставления статистической информации".
Кроме того, считает, что само по себе непредставление в срок статистической информации в рассматриваемом случае является малозначительным, поскольку, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Также считает, что у УМП "ЕРКЦ г. Томска" отсутствует обязанность по предоставлению первичной статистической информации по форме 1-МОН, поскольку оно незаконно включено в реестр хозяйствующих субъектов. На основании изложенного полагает, что постановление УФАС России по Томской области и решение Советского районного суда г. Томска вынесено незаконно и необоснованно.
В судебном заседании Тернов О.Ф. и его защитник Полозов О.Г. доводы жалобы поддержал.
Представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Газизов Р.М. считает постановление заместителя руководителя УФАС России по Томской области от 11 октября 2012 года и решение судьи Советского районного суда г.Томска от 07 ноября 2012 года вынесены законно и обосновано.
Проверив доводы жалобы, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление заместителя руководителя УФАС России по Томской области от 11 октября 2012 года и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 07 ноября 2012 года не подлежат отмене.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Разрешая дело, судья выполнил указанные требования закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 Кодекс Российской Федерации об административных непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Приказом Томского УФАС России от 10.07.2008 N 106 УМП "ЕРКЦ г.Томска" включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Письмом Томского УФАС России от 10.07.2008 N АС/1981 УМП "ЕРКЦ г. Томска" было поставлено в известность о требовании УФАС России по представлению отчетности по форме 1-МОН, утвержденной постановлением Росстата от 31.05.2007 N 39, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Информация об изменениях формы отчетности и сроков ее представления УМП "ЕРКЦ г. Томска" была доведена письмом Томского УФАС России от 05.02.2010 N АС/380.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 сентября 2009 года N 192 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой Федерального статистического наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов" утверждена представленная Федеральной антимонопольной службой годовая форма Федерального статистического наблюдения N 1-МОН "Сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющего долю на рынке определенного товара, в размере более чем тридцать пять процентов в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
В п. 1 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения указано, что форму федерального статистического наблюдения N 1-МОН заполняют все хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход), включенные в реестр, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - реестр), и передают в соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы в регионе нахождения (государственной регистрации) хозяйствующего субъекта ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Предоставляемая информация состоит из сведений за прошедший отчетный год и год, предшествовавший отчетному. Информацию за прошедший отчетный год предоставляют все хозяйствующие субъекты, включенные в реестр до 1 апреля текущего года.
Заполненная форма предоставляется в установленные сроки непосредственно в территориальный орган ФАС России (по установленному им адресу) либо отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможно предоставление отчетности в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.
В случае предоставления формы непосредственно в территориальный орган ФАС России последний ставит отметку о принятии документа на титульном листе с указанием даты принятия и подписи ответственного лица.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Отчетность по форме 1-МОН, утвержденная постановлением Росстата от 31.05.2007 N 39, представляется не позднее 30 апреля после отчетного периода.
Из материалов дела следует, что УМП "ЕРКЦ г. Томска" представило отчетность по форме 1-МОН, утвержденную постановлением Росстата от 31.05.2007 N 39, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области 04.07.2012 (вх. N 3590), то есть позднее 30.04.2012.
Судья районного суда на основании ст. 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 сентября 2009 года N192 и других норм обоснованно пришел к выводу о том, что официальный статистический учет по форме N 1-МОН и правомочия обладателя официальной статистической информации осуществляет ФАС России, именно этот орган обладает полномочиями требовать от хозяйствующих субъектов, включенных в указанный реестр, представлять статистическую отчетность по форме 1-МОН, а также возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление этой отчетности.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является должностное лицо, директор УМП "ЕРКЦ г. Томска" Тернов О.Ф.
Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами в том числе: протоколом об административном правонарушении; письмом Томского УФАС России от 10.07.2008 N АС/1981; приказом Томского УФАС России от 10.07.2008 N 106; письмом Томского УФАС России от 05.02.2010 N АС/380; отчетом УМП "ЕРКЦ г. Томска" от 26.04.2010 N 2188; отчетом УМП "ЕРКЦ г. Томска" от 04.07.2012 N 3590 и другими материалами дела.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11, 26.2 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства и установив обстоятельства дела, судья пришел к верному выводу о том, что квалификация должностным лицом УФАС по Томской области действий директора УМП "ЕРКЦ г.Томска" Тернова О.Ф. как образующих событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ осуществлена правильно.
Приведенные доводы в жалобе были предметом рассмотрения судьи Советского районного суда г. Томска. Данным доводам судьей дана подробная, мотивированная оценка, оснований не соглашаться с которой не имеется.
Выводы судьи районного суда о малозначительности совершенного Терновым О.Ф. административного правонарушения, рассмотрении дела уполномоченным органом и составлении протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и нормах административного законодательства.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемых решений, не установлено.
Постановление о привлечении Тернова О.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание Тернову О.Ф. назначено в пределах санкции ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, личности виновного, в минимальном размере.
Оснований для отмены оспариваемых решений не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя УФАС России по Томской области от 11 октября 2012 года и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, жалобу директора УМП "ЕРКЦ г. Томска" Тернова О. Ф. - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.