Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителя истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике В.М.И.., представителя ответчика Удмуртской Региональной общественной организации "данные изъяты" - председателя Президиума А.С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Удмуртской Региональной общественной организации "данные изъяты" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее в тексте "Управление") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о ликвидации Удмуртской Региональной общественной организации "данные изъяты" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с неустранением в срок, установленный территориальным органом федерального органа государственной регистрации нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление мотивировано тем, что решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Удмуртская Региональная общественная организация "данные изъяты" (далее в тексте "Организация"). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 30.04.2003 г. за основным государственным регистрационным N
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации - председателем Президиума организации избран А.С.А..
Организация расположена "адрес"
Организация не соблюдает требования Конституции Российской Федерации (пункт 2 статьи 15) и федеральных законов "Об общественных объединениях" (статьи 20, часть 2 статьи 24, абзацы 2, 5,7 части 1 статьи 29), "О некоммерческих организациях" (пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункт 1 и пункт 3.2 статьи 32), "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подпункт "п" пункта 1 статьи 5), "О бухгалтерском учете" (пункт 3 статьи 4), О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 8 статьи 16) и собственного Устава (пункты 6.3, 6.7, 6.8, 6.10, 6.12), что выявлено в ходе проведенной Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, направленное Управлением (исх. Nот ДД.ММ.ГГГГ) не получено ответчиком и возвращено в Управление с отметкой ФГУП "Почта России" об истечении срока хранения.
Распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ N-р деятельность Организации приостановлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ В течение срока приостановления деятельности Организация нарушения, послужившие основанием для приостановления её деятельности, не устранены.
В суде представитель Управления В.М.И. на удовлетворении заявления настаивала по доводам заявления.
Представитель третьего лица - Межрайонной ИФНС России N8 по Удмуртской Республики в судебное заседание, не явился. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела (расписка на л.д. 94) на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Представитель Организации А.С.А. пояснил, что на ликвидацию они согласны. О проведении проверки им было известно. Документы по проверке получали. Уведомление о приостановлении деятельности организации также получали.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Удмуртской Республики находит заявление подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ N в период ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документальная проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и действующему законодательству (л.д. 30-31).
Из акта проверки деятельности Организации следует, что уставная деятельность Организацией не осуществляется, Конституция Российской Федерации и законодательство Российской Федерации нарушаются (л.д.32-42).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как установлено в ходе рассмотрения дела из объяснений представителя истца, не оспаривалось представителем ответчика и следует из письменных доказательств, Организацией допускаются факты нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Так, в нарушение абзацев 5, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Организацией не была выполнена обязанность по обеспечению проведения Управлением проверки, документы, указанные в уведомлении о проведении проверки от 12.04.2012 N 03-32/1627, ни непосредственно, ни посредством организаций связи в Управление представлены не были.
Не исполняя требования, установленные абзацем 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Организацией в 2012 году не представлены в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике формы статистической отчетности: N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов" (средств) некоммерческих организаций" (справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республики на л.д.72).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрена обязанность некоммерческих организаций иметь самостоятельный баланс и (или) смету, Организацией в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требование Закона игнорировалось, смета не утверждалась.
В нарушение пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Организацией не соблюдается порядок ведения учета доходов и расходов, предусмотренный указанной нормой, учет доходов и расходов не производится.
Пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрена обязанность некоммерческих организаций ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Организаций указанное сообщение в сети "Интернет" не размещалось, средствам массовой информации сообщение о продолжении деятельности за период 2009-2011 г.г. не передавалось. Документы, подтверждающие предоставление указанной отчетности средствам массовой информации для опубликования, на проверку не представлены.
В нарушение пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Организацией не ведется журнал учета проверок.
Кроме того, в соответствии с абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ"Об общественных объединениях" общественная организация обязана соблюдать нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Организацией не соблюдаются отдельные положения устава:
в нарушение пункта 6.3 устава в проверяемый период не осуществляло свою деятельность Общее собрание членов;
в нарушение пунктов 6.7, 6.8 устава не переизбирался и не осуществлял свою деятельность Президиум;
в нарушение пункта 6.10 устава не переизбирался Председатель Президиума;
в нарушение пункта 6.12 устава не избиралась и не осуществляла свою деятельность ревизионная комиссия.
Между тем, при рассмотрении дела суд не может признать обоснованной позицию истца о наличии нижеследующих нарушений, вменяемых Организации.
Так, по мнению истца, Организацией допускается нарушение требований подпункта "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о видах экономической деятельности. Суд не разделяет данную позицию истца. Во-первых, означенной нормой Закона предписано указывать в едином государственном реестре юридических лиц сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а не сами виды, на что указывает истец. Во-вторых, Организация зарегистрирована до 1 января 2004 г., когда указание сведений о кодах ОКВЭД стало обязательным, а законодательством не была установлена обязанность по сообщению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями зарегистрированными ранее, в регистрирующий орган данных сведений (Аналогичная позиция излагается и в Письме Федеральной налоговой службы РФ от 26.09.2005 г. N ВЕ-6-09/795@).
Согласно позиции истца, Организация использует печать с эмблемой, воспроизводящей герб Республики Узбекистан (нарушение части 2 статьи 24 Федерального закона от 19.05.1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях". Сопоставляя изображение оттиска печати Организации на документах (л.д.73) и изображение герба Республики Узбекистан (для сравнения взято изображение герба на первой странице сайта посольства Республики Узбекистан на л.д. 86), суд, несмотря на то, что отдельные элементы герба Республики Узбекистан имеются в печати Организации, полного сходства не усматривает. Так, печать Организации не содержит окружения из венков, состоящих из колосьев пшеницы и веток хлопчатника с раскрытыми коробочками хлопка, а надпись "Узбекистан" выполнена на русском языке, тогда как на гербе Республики Узбекистан - на узбекском.
Кроме того, несостоятелен и довод истца о нарушении ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", в части отсутствия в Уставе Организации порядка реорганизации и ликвидации Организации, поскольку раздел 10 Устава такие сведения содержит.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, предусматривает право федерального органа государственной регистрации или его соответствующий территориального органа либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора на внесение в руководящий орган данного объединения представления об указанных нарушениях с установлением срока их устранения (часть 1 статьи 42).
Такое представление вынесено Управлением в адрес Организации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-45). Из объяснений председателя Президиума Организации А.С.А. в суде следует, что он получил как копию акта проверки, так и представление.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае, если в установленный срок нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Распоряжением начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-49), полученным председателем Президиума Организации А.С.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100), деятельность Организации была приостановлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абзацем 4 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является, в частности, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Поскольку Организацией не устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности, имеются все основания для удовлетворения заявленных Управлением требований и ликвидации Организации с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196, 198, 199 ГПК РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике удовлетворить.
Ликвидировать Удмуртскую Региональную общественную организацию "данные изъяты" исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный N
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 25 января 2013 года.
Председательствующий А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.