Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Киселевой Н.В. Судей Кузнецовой Г.Ю., Нечаевой Н.А. При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 09.01.2013 года в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Горнозаводского городского поселения Пермского края на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 02.10.2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Горнозаводского района Пермского края удовлетворить.
Обязать администрацию Горнозаводского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке вдоль автомобильной дороги "Горнозаводск- Кусье-Александровский" по направлению к п. Кусье-Александровский на расстоянии км.0+ 420 от г. Горнозаводска вблизи очистных сооружений в срок до 31.12.2012 года.
Запретить МУП Горнозаводский "***" размещать отходы ферросплавного производства (землю) на несанкционированной свалке отходов, расположенной на земельном участке вдоль автомобильной дороги "Горнозаводск-Кусье-Александровский" по направлению к п.Кусье-Александровский на расстоянии км.0+ 420 от г.Горнозаводска вблизи очистных сооружений.
Взыскать с МУП Горнозаводский "***" госпошлину в доход местного бюджета в размере 2000 рублей.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения представителя администрации Горнозаводского городского поселения на основании доверенности О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Левыкиной Л.Л. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Горнозаводского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горнозаводского муниципального района, администрации Горнозаводского городского поселения, МУП Горнозаводский "***" о возложении обязанности на администрацию Горнозаводского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку отходов, о запрете МУП Горнозаводский "***" размещать отходы ферросплавного производства (землю) на несанкционированной свалке отходов.
Заявленные требования обосновывал тем, что в ходе обследования территории, проведенного 17.07.2012 года, установлено, что на земельном участке, расположенном вдоль автомобильной дороги "Горнозаводск-Кусье-Александровский" по направлению к п. Кусье-Александровский на расстоянии км.0+ 420 от г. Горнозаводска вблизи очистных сооружений, имеется несанкционированная свалка отходов, в том числе отходов ферросплавного производства (земля).
Считает, что администрация Горнозаводского городского поселения не осуществляет контроль за использованием земель поселения, что повлекло образование несанкционированной свалки в черте города Горнозаводск.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель администрации Горнозаводского городского поселения иск не признал.
Администрация Горнозаводского муниципального района, МУП Горнозаводский "***" представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку просит администрация Горнозаводского городского поселения. Ссылаясь на положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "Об отходах производства и потребления", утверждает, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции администрации Горнозаводского муниципального района. На момент передачи части полномочий по решению вопросов местного значения на земельном участке, в отношении которого возник спор, свалки не имелось, соответственно полномочия по ликвидации несанкционированной свалки не передавались.
Прокурором Горнозаводского района представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, заслушав пояснения представителя администрации Горнозаводского городского поселения Оглоблиной О.В., прокурора Левыкиной Л.Л., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурором Горнозаводского района заявление предъявлено в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 июля 2012 года прокуратурой Горнозаводского района проведено обследование земельного участка, расположенного вдоль автомобильной дороги "Горнозаводск- Кусье- Александровский" по направлению к п. Кусье-Александровский на расстоянии км.0+ 420 от г. Горнозаводска вблизи очистных сооружений.
В результате обследования установлено, что на территории Горнозаводского городского поселения имеется несанкционированная свалка крупногабаритного мусора, твердых бытовых отходов, отходов ферросплавного производства.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, проанализировав изложенные выше нормативные акты, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по ликвидации мусора с несанкционированного места размещения отходов надлежит возложить на администрацию Горнозаводского городского поселения.
Доводы жалобы о том, что ответственность по ликвидации свалки должна быть возложена на администрацию Горнозаводского муниципального района подлежат отклонению. Полномочия по очистке, уборке отходов от производства и потребления не предусмотрены Соглашениями о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, заключенными 07.02.2012 года между Земским Собранием Горнозаводского муниципального района и Думой Горнозаводского городского поселения.
Также не наделяет указанными полномочиями администрацию муниципального района и ФЗ "Об отходах производства и потребления". Стихийная свалка образовалась в результате жизнедеятельности людей и состоит из бытовых отходов и мусора, определение которых дается в ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Следовательно, ссылка ответчика на положения ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которых организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к компетенции муниципального района, несостоятельна. Как правильно указал суд, действия по ликвидации свалки отходов, образовавшейся вдоль автомобильной дороги, не могут быть рассмотрены в качестве мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе администрации Горнозаводского городского поселения не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных законом оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Горнозаводского городского поселения Пермского края на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 02.10.2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.