Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Аршиновой Е.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог, возложении обязанности по организации ремонта дорожного полотна проезжей части по улице Новоузенской (дорога по направлению к Кумысной поляне) и на пересечении улиц Рахова и Белоглинской города Саратова, по апелляционной жалобе комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 08 октября 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с вышеуказанным иском к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района совместно с сотрудниками Государственной инспекции дорожного надзора штаба полка ДПС УМВД России по городу Саратову проведена проверка по обращению ФИО6 о ненадлежащем содержании автомобильных дорог на территории города Саратова. В ходе проверки выявлено, что на участке автомобильной дороги по улице Новоузенской (дорога по направлению к Кумысной поляне) имеются множественные выбоины дорожного полотна проезжей части длиной 0,3 м, шириной 0,2 м, глубиной 0,12 м, на участке автомобильной дороги на пересечении улиц Рахова и Белоглинской - множественные выбоины дорожного полотна проезжей части длиной 0,3 м, шириной 0,25 м, глубиной 0,13 м, которые превышают значения, предельно допустимые Государственным стандартом Российской Федерации. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов".
Районным судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность совершить соответствующие действия в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласился с указанным решением и в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком, поскольку на него возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. В соответствии с возложенной функцией комитет заключил муниципальный контракт по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов с МУП "Городские дороги плюс", следовательно, ответственность по содержанию дорожно-уличной сети лежит на данном предприятии. Апеллятор полагает, что срок, в течение которого следует выполнить ремонт дороги, является неразумным.
В заседание судебной коллегии представители МУП "Городские дороги плюс" и комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 ч. 4 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подп. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 5 указанного Закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу данного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Из материалов дела следует, что согласно актам выявленных недостатков, составленным государственным инспектором дорожного надзора штаба полка ДПС УМВД России по городу Саратову ФИО7, установлены недостатки в содержании дорог в городе Саратове: по улице Новоузенской (дорога по направлению к Кумысной поляне), где на проезжей части указанной дороги имеются выбоины длиной 0,3 м, шириной 0,2 м, глубиной 0,12 м; на пересечении улиц Рахова и Белоглинской, где на проезжей части указанной дороги имеются выбоины длиной 0,3 м, шириной 0,25 м, глубиной 0,13 м. Указанные показатели превышают значения, предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93.
В соответствии с условиями муниципального контракта N 01603000002712000005-0233368-02 от 02 апреля 2012 года, заключенного между комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" и МУП "Городские дороги плюс", на последнее возложена обязанность по выполнению работ по содержанию дорожно-уличной сети, в том числе и спорного участка дороги. Указанным муниципальным контрактом предусмотрена дата окончания выполнения работ - 10 ноября 2012 года. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в суде и подтверждается письмом комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10 сентября 2012 года.
Кроме того, указанное письмо содержит указание на заключение муниципального контракта N 0160300002712000017-0233368-01 между теми же сторонами от 03 сентября 2012 года.
Решением Саратовской городской Думы N 27-281 от 29 апреля 2008 года утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с п. 1.1 которого комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
Основными задачами комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами обладает полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (п.п. 3.2.1, 3.2.2).
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обладает полномочиями осуществлять обследование состояния автомобильных дорог местного значения, осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, разрабатывать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.п. 3.1.2; 3.1.5; 3.1.6).
В современных условиях задача по осуществлению ремонта и содержания автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности, надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.
Ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленные прокурором доказательства, бесспорно, свидетельствуют о необходимости ремонта участков автомобильных дорог, указанных в иске.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд первой инстанции, обоснованно и правомерно возложил на него обязанность по выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными. При этом учтено, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком,
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку представленными доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" возложенной на него законом обязанности по содержанию участков автодорог в городе Саратове по улице Новоузенской (дорога по направлению к Кумысной поляне) и пересечении улиц Рахова и Белоглинской.
Довод жалобы о неразумности предоставленного судом срока для организации ремонта спорного участка автомобильной дороги, является необоснованным. Апеллятором не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих организацию ремонта спорных участков дорог в иной срок, чем определено судом.
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 08 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.