Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальному унитарному предприятию "Городские дороги плюс", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог, возложении обязанности произвести ремонт дорожного полотна, по апелляционной жалобе комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 18 октября 2012 года, которым признано незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" по невыполнению обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог на пересечении улиц Клочкова и Коляевской города Саратова.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальному унитарному предприятию "Городские дороги плюс", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог, возложении обязанности организовать ремонт дорожного полотна проезжей части на пересечении улиц Клочкова и Коляевской города Саратова в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского района города Саратова проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", а именно на пересечении улиц Клочкова и Коляевской в городе Саратове имеются множественные выбоины дорожного полотна проезжей части длиной 1,5 м, шириной 1,0 м, глубиной 0,10 м, которые превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93 значения. Обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения муниципальных дорог общего пользования возложена на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", которым данная обязанность не исполняется.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение. Определением суда от 18 октября 2012 года производство по требованиям прокурора о возложении обязанности организовать ремонт дорожного полотна проезжей части на пересечении улиц Клочкова и Коляевской города Саратова в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
Не согласившись с решением районного суда комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы автор указывает, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком, поскольку на него возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. В соответствии с возложенной функцией муниципального заказчика Комитет заключил муниципальный контракт по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов с МУП "Городские дороги плюс", а следовательно ответственность по содержанию дорожно-уличной сети лежит на данном предприятии.
В судебное заседание лица, участвующие в деле и их представители, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N27-281, комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - Комитет) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - город), уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.3 данного Положения основными задачами комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Из подпунктов 3.1.2, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.8 Положения следует, что комитет в соответствии с возложенными на него задачами организует в пределах зон ответственности, разграничение которых производится на основании муниципальных правовых актов, деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения; осуществляет обследование состояния автомобильных дорог местного значения; осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществляет иные полномочия в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В преамбуле Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения." ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
По условиям муниципального контракта N 016030002712000005-0233368-02 от 02 апреля 2012 года, заключенного между комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (Заказчик) и МУП "Городские дороги плюс" (Подрядчик), подрядчик обязан по заданию заказчика выполнить работы по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов, указанные в Смете (приложение N1), являющейся неотъемлемой частью договора, и сдать результат работ заказчику (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.1 названного муниципального контракта подрядчик обязуется выполнить указанные в пункте 1.1 названного контракта работы своими силами, материалами и средствами, в соответствии с периодичностью и средствами, в соответствии с периодичностью выполнения работ, которая определяется по мере необходимости или в соответствии с звяками Заказчика. Заказчик подает заявку на выполнение работ не позднее, чем за 2 часа до начала выполнения подрядчиком работ.
Пунктом 3.4 муниципального контракта установлено, что оплата производится за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" при наличии денежных средств у заказчика в пределах лимита бюджетных обязательств, выделенных на текущий год по соответствующей статье расхода, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Оплата производится Заказчиком по факту выполненных подрядчиком работ с требуемым качеством в течение 20 дней с момента подписания Сторонами акта приемки выполненных работ (пункт 3.5).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно акту проверки от 16 июля 2012 года, составленному государственным инспектором дорожного надзора штаба полка ДПС Управления МВД России по городу Саратову майором полиции Кузнецовым П.Б. и фотоматериалам, представленным истцом, установлены недостатки в содержании дорожного покрытия на пересечении улиц Клочкова и Коляевской в городе Саратове. На проезжей части указанной дороги имеются многочисленные выбоины, в том числе размером 150x100x10 см. Указанные недостатки превышают значения предельно допустимые ГОС Т Р 50597-93.
В соответствии с условиям муниципального контракта N К 0160300002712000005-0233368-02 от 02 апреля 2012 года, заключенного комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" с муниципальным унитарным предприятием "Городские дороги плюс", на последнее возложена обязанность по выполнению работ по содержанию дорожно-уличной сети, в том числе и спорного участка дороги. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в суде и подтверждается письмами комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17 августа 2012 года, 07-04/9696, от 17 августа 2012 года N07-04/9695, распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 21 января 2010 года N 49-р "О включении автомобильных дорог, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" в сводный реестр муниципальной казны".
Удовлетворяя заявление прокурора о признании незаконным бездействия комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Судом также учено, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком, а поэтому является по делу надлежащим ответчиком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку представленными доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту администрации муниципального образования "Город Саратов" возложенной на него законом обязанности по содержанию участка автодороги на пересечении улиц Клочкова и Коляевской в городе Саратове.
Довод жалобы о неразумности предоставленного судом срока для организации ремонта спорного участка автомобильной дороги, является необоснованным. Доказательств, бесспорно подтверждающих организацию ремонта спорного участка дороги в иной срок, чем определено судом, автором жалобы не представлено.
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.