Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Григорьевой Анастасии Александровны о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 07 ноября 2012 года, которым признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии решения по заявлению Григорьевой Анастасии Александровны от 23 августа 2012 года о выборе земельного участка площадью 15921 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта - складов и оптовых баз по адресу: "адрес", б/н, возложена обязанность на администрацию муниципального образования "город Саратов" в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Григорьевой Анастасии Александровны от 23 августа 2012 года о выборе земельного участка площадью 15921 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта - складов и оптовых баз по адресу: "адрес", б/н.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя Григорьевой А.А. - Лужков А.В., действующего на основании доверенности от "дата", полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорьева А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в непринятии решения по заявлению Григорьевой Анастасии Александровны от 23 августа 2012 года о выборе земельного участка площадью 15921 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта - складов и оптовых баз по адресу: "адрес", б/н и возложении на нее обязанности по принятию по заявлению решения.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 23 августа 2012 года (вх. N) она обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о выборе земельного участка площадью 15921 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта - складов и оптовых баз по адресу: "адрес", б/н. К заявлению были приложены следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в оригинале); кадастровый план территории; электрический носитель. Постановлением
администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 июня 2004 года N 1444 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта", в пункте 2.4 которого установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта (либо отказе в размещении объекта) принимается в течение 60 календарных дней. На момент подачи заявления в суд решение администрацией муниципального образования "Город Саратов" не принято, что повлекло нарушение прав Григорьевой А.А.
Рассмотрев заявление, Волжский районный суд города Саратова постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным решением суда, администрация муниципального образования "Город Саратов" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Григорьевой А.А. Доводы жалобы мотивирует тем, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы администрации муниципального образования "Город Саратов", свидетельствующие о специфике и сложности процедуры выбора земельных участков для строительства. Автор жалобы полагает, что вывод суда о наличии бездействия со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов" противоречит муниципальным правовым актам, действующим на территории муниципального образования "Город Саратов", поскольку на комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по подготовке документов для осуществления администрацией муниципального образования "Город Саратов" полномочий по распоряжению земельными участками и до 07 ноября 2012 года в администрацию проектов постановлений не поступало.
В судебном заседании представитель Григорьевой А.А. - Лужков А.В. полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание Григорьева А.А., представители администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова, комитета по архитектуре и градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении слушания дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Часть 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, Григорьева А.А. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о выборе в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: "адрес", б/н, площадью 15921 кв.м, для строительства складов и оптовых баз.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12 ноября 2010 года N 2750 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 июня 2012 года N 1244 был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов" (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.2 указанного Административного регламента предусмотрено, что муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования "Город Саратов" и осуществляется через отраслевые (функциональные) структурные подразделения: комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (в настоящее время комитет по управлению имуществом города Саратова (решение Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 7-71)); комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по архитектуре)".
Из пункта 2.4. Административного регламента следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта (либо отказе в размещении объекта) принимается в течение 60 календарных дней со дня поступления в комитет по землепользованию заявления о выборе земельного участка о предварительном согласовании места размещения объекта.
Статья 33 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, предусматривает, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
В структуру администрации муниципального образования "Город Саратов" входят структурные отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения, деятельность которых регламентирована положениями о структурных подразделениях (статья 34 Устава).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 7-71 комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет) является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Комитет является правопреемником прав и обязанностей комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Для выполнения задач, предусмотренных разделом 2 указанного Положения, Комитет обеспечивает процедуру выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории муниципального образования "Город Саратов".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в непринятии решения по заявлению Григорьевой А.А., поскольку исходя из действующего законодательства именно на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по принятию решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Администрацией муниципального образования "Город Саратов" доказательств того, что заявление Григорьевой А.А. рассмотрено в установленный срок, суду не представлено.
Ссылки в жалобе на то, что суд не принял во внимание доводы администрации муниципального образования "Город Саратов", свидетельствующие о специфике и сложности процедуры выбора земельных участков для строительства не имеют правового значения, поскольку Административным регламентом установлен конкретный срок, в течение которого должно быть принято решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, Административным регламентом для выполнения каждой административной процедуры, включенной в состав предоставляемой муниципальной услуги, также предусмотрен определенный срок выполнения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали его.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.