Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах несовершеннолетнего М. к мэрии г. Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд в интересах несовершеннолетнего М. к мэрии г. Кызыла с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка обращения Матузника А.М. об отказе мэрией г. Кызыла предоставить место в детском саду его сыну М., ** года рождения. В ходе проверки установлено, что Матузник А.М. является военнослужащим, в настоящее время проходит службу по контракту в войсковой части N г. **. Согласно п.6 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях предоставляются в первоочередном порядке. В нарушение требований закона мэрией г. Кызыла истцу отказано в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла. Просит обязать мэрию г. Кызыла в первоочередном порядке предоставить М., ** года рождения, являющемуся сыном военнослужащего Матузника А.М., место в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Кызыла по месту жительства.
Решением суда от 08 ноября 2012 года иск прокурора г. Кызыла удовлетворен. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить М., ** года рождения, в первоочередном порядке место в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Кызыла.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г. Кызыла Уйнукай А.Г., действующий на основании доверенности, просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что удовлетворение исковых требований в отношении М. повлечет нарушение прав лиц, имеющих право на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке, что противоречит нормам международного права.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы (части 1, 2, 4 статьи 15).
Согласно ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" (для России, вступившей в силу с 15 сентября 1990 года), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Обязанностью государства является принятие всех необходимых мер для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми - часть 3 статьи 18 "Конвенции о правах ребенка".
Никому не может быть отказано в праве на образование - статья 2 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (действующей для России с ноября 1998 года).
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Законе Российской Федерации "Об образовании".
Согласно статье 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Аналогичное положение содержится в Законе Российской Федерации "Об образовании" (п. 2 ч. 1 ст. 31).
Пунктом 2 ч. 6 ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях предоставляются в первоочередном порядке.
Как следует из материалов дела, Матузник А.М. проходит военную службу по контракту в войсковой части N г. Кызыла Республики Тыва с 20 ноября 2011 года по настоящее время, проживает с семьей в г. Кызыле Республики Тыва.
Из ответа начальника Управления социального развития мэрии г. Кызыла А. от 28 июня 2012 года на заявление Матузника А.М. по поводу устройства в детский сад М., ** года рождения, следует, что решением Комиссии по внеочередному устройству детей в ДОУ г. Кызыла в предоставлении места в детском саду г. Кызыла данному ребенку отказано ввиду отсутствия свободных мест в МДОУ г. Кызыла.
Вместе с тем, судом первой инстанции на основании норм действующего законодательства правомерно установлено, что несовершеннолетний М. имеет право на предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить М. место в МДОУ в г. Кызыле, суд исходил из того, что мэрия г. Кызыла не исполняется обязанности, возложенные действующим законодательством, по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города, в связи с чем ребенок не получает необходимого образования, чем нарушаются его права на получение дошкольного образования.
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на п. 14 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (утв. постановлением мэра г. Кызыла от 02 июня 2010 г. N1489), согласно которому при отсутствии свободных мест Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии г. Кызыла родителям (законным представителям) может быть отказано в выдаче направления и предоставлении места ребенку в МДОУ, является необоснованной.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Порядок приема в образовательные учреждения, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N2562, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Из содержания названных норм в их системной взаимосвязи следует, что право ребенка на доступное дошкольное образование не может быть ограничено, а орган местного самоуправления обязан обеспечить реализацию этого права в форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения ребенком муниципального дошкольного учреждения.
Конституционный Суд Российской Федерации также изложил свою позицию в Постановлении N 5-П от 15 мая 2006 года, согласно которой орган местного самоуправления обязан принимать достаточные меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений, не допуская нарушения прав ребенка, гарантированных Конституцией.
Поскольку нормы приведенного выше законодательства не предусматривают отсутствие свободных мест в качестве основания для отказа в предоставлении ребенку места в детском дошкольном образовательном учреждении, а содержащий такое основание пункт 14 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (утв. постановлением мэра г. Кызыла от 02 июня 2010 г. N1489), не подлежит применению при разрешении заявленного прокурором требования, как противоречащий правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, постольку по делу имелись основания для удовлетворения требований о предоставлении М. места в дошкольном образовательном учреждении.
Указанные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 января 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.