Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Баимовой И.А.
судей - Сударьковой Е.В., Пташника И.П.
с участием прокурора - Назаркина В.П.
при секретаре - Барановской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Ситниковой "данные изъяты" к МБУК " Богучанский межпоселенческий районный Дом культуры " Янтарь" о взыскании не доначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора администрации Богучанского района
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 02 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Ситниковой "данные изъяты" удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры
" Богучанский межпоселенческий районный дом культуры " Янтарь" в пользу Ситниковой "данные изъяты" недополученную заработную плату в размере 6584 рубля 40 копеек."
В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры
" Богучанский межпоселенческий районный дом культуры " Янтарь" в доход местного бюджета государственную пошлину 400 рублей."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района, предъявил в суде иск в интересах Ситниковой Т.В. к МБУК " Богучанский межпоселенческий районный дом культуры " Янтарь" перерасчете заработной платы за январь - июль 2012 года и взыскании недополученной заработной платы в сумме 15 363 рубля 60 копеек. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Ситникова Т.В. работает у ответчика уборщиком служебных помещений. По смыслу статей 133,315-317 ТК РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны устанавливать заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер заработной платы не может быть меньше минимального размера оплаты труда установленного в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона N 82-ФЗ от 19.06.2000 года с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей ежемесячно. В нарушение требований Трудового Кодекса РФ заработная плата истца с января по июль 2012 года начислялась в сумме 6105 рублей, что менее размера заработной платы с учетом районного коэффициента и северной надбавки на 2 194рубля 80 копеек.
Просит взыскать с ответчика не доначисленную заработную плату с января по июль 2012 года в общей сумме 15 363 рубля 60 копеек и произвести перерасчет заработной платы истца за тот же период времени.
Заявлением от 25 октября 2012 года истец прокурор изменил предъявленные требования, просил взыскать с ответчика недополученную заработную плату с мая по сентябрь 2012 года в сумме 8 561 рубль 77 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора администрации Богучанского района просит об отмене принятого по делу решения, при этом ссылается на то, что судом неверно применены нормы материального права. Согласно действующей редакции статьи 129 ТК РФ в состав заработной платы, в том числе входят и стимулирующие выплаты к каковым относятся районный коэффициент и северная надбавка. Работодатель является муниципальным казенным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не праве самостоятельно устанавливать систему оплаты труда. Заработная плата истцу начисляется в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления.
В судебное заседание истец Ситникова Т.В., представитель ответчика, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участвующими в деле лицами, процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет судебной коллегии сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав прокурора Назаркина В.П., полагавшего, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено исследованными по делу доказательствами Ситникова Т.В. работает в МБУК " Богучанский межпоселенческий районный дом культуры
" Янтарь" уборщиком служебных помещений. В соответствии с п.5 трудового договора ее заработная плата состоит из тарифной ставки по 2 разряду ЕТС, надбавки за работу в районах Крайнего Севера (50%) и районного коэффициента ( 30%), а также доплат и выплат стимулирующего характера. Как следует из расчетного листка, общее начисление за полностью отработанный месяц с мая 2012 года составило 6105 рублей, куда включаются: оклад по должности - 1656 рублей, доплата в размере 19,4% - 353 рубля 39 копеек, стимулирующей надбавка - 109 рублей 30 копеек, ежемесячная премия - 165 рублей 02 копейки, стимулирующая надбавка - 137 рублей 85 копеек, районный коэффициент и северная надбавка- 2 304 рубля 83 копейки, а также региональная выплата - 919 рублей 13 копеек.
Удовлетворяя требования истца о взыскании недополученной заработной платы суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч.3 ст. 133 ГПК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ " О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей. Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истца не может быть менее 8299 рублей 80 копеек из расчета : 4 611 рублей -заработная плата, районный коэффициент - 1383 рубля 30 копеек и северная надбавка - 50% - 2305 рублей 50 копеек.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы апелляционных жалоб о том, что указанный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции РФ).
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Доводы представителя управления образования администрации Богучанского района о том, что работодатель как каченное учреждение обязано исполнять нормативно- правовой акт органов государственной власти субъекта РФ, который определил понятие и размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, судебная коллегия считает не состоятельными.
В соответствии с ч.1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
Согласно ч.9 ст. 5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Положения статьей 315,316,317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа. Таким образом, нормативно - правовые акты органов власти субъекта РФ должны соответствовать нормам ТК РФ и в случае их противоречия не подлежат применению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения и принял по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 23 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.