Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.
судей - Сударьковой Е.В., Беляковой Н.В.
с участием прокурора - Щелкуновой О.М.
при секретаре - Барановской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Тужиловой "данные изъяты" к МКДОУ Гремучинский детский сад " Солнышко" о взыскании не доначисленной заработной платы и перерасчете заработной платы
по апелляционным жалобам третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора управления образования администрации Богучанского района и администрации Богучанского района
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 14 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Тужиловой "данные изъяты" удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гремучинский детский сад "Солнышко" произвести перерасчет заработной платы Тужиловой "данные изъяты" за май 2012 года.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Гремучинский детский сад " Солнышко" в пользу Тужиловой "данные изъяты" недополученную заработную плату за май 2012 года в размере 2194 рубля 80 копеек."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района, предъявил в суде иск в интересах Тужиловой О.В. к МКДОУ Гремучинский детский сад "Солнышко" о перерасчете заработной платы за январь, февраль, апрель, май 2012 года и взыскании недополученной заработной платы в сумме 8779 рублей 20 копеек. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Тужилова О.В. работает уборщиком. По смыслу статей 133,315-317 ТК РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны устанавливать заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер заработной платы не может быть меньше минимального размера оплаты труда установленного в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона N 82-ФЗ от 19.06.2000 года с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей ежемесячно. В нарушение требований Трудового Кодекса РФ заработная плата истца с января по май 2012 года начислялась в сумме 6105 рублей, что менее размера заработной платы с учетом районного коэффициента и северной надбавки на 2 194рубля 80 копеек.
Просит взыскать с ответчика не доначисленную заработную плату за январь, февраль, апрель, май 2012 года в общей сумме 8779 рублей 20 копеек и произвести перерасчет заработной платы истца за тот же период времени.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора управления образования администрации Богучанского района просит об отмене принятого по делу решения, при этом ссылается на то, что судом неверно применены нормы материального права, что выразилось в неправильном толковании закона и неприменении закона подлежащего применению. Работодатель является муниципальным казенным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не праве самостоятельно устанавливать систему оплаты труда. Соответственно решение суда в части возложения обязанности по выплате заработной платы не меньше установленного размера является незаконным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора администрации Богучанского района Красноярского края также просит об отмене принятого по делу решения и отказе истцу в удовлетворении предъявленных требований. Согласно действующей редакции статьи 129 ТК РФ в состав заработной платы входит районный коэффициент и северная надбавка. В силу ч.2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работником муниципальных предприятий и учреждений. Порядок оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений и автономных учреждений, установлен решением Богучанского районного Совета депутатов от 03.04.2008 года N 27-447, в соответствии с которым компенсационные выплаты в виде районного коэффициента и северной надбавки включаются в состав заработной платы. Указанное решение является нормативным актом и его законность не оспорена.
Заработная плата истца соответствует указанному решению органа местного самоуправления, соответственно требования истца не подлежали удовлетворению.
В судебное заседание истец Тужилова О.В., представитель ответчика, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участвующими в деле лицами, процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет судебной коллегии сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав прокурора Щелкунову О.М., полагавшую, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено исследованными по делу доказательствами Тужилова О.В. работает в МКДОУ Гремучинский детский сад "Солнышко" уборщиком. В соответствии с разделом 4 трудового договора ее заработная плата состоит из должностного оклада на основании штатного расписания, надбавки за работу в районах Крайнего Севера (50%) и районного коэффициента ( 30%), а также доплат и выплат стимулирующего характера. Как следует из расчетного листка, общее начисление за полностью отработанный месяц с января 2012 года составило 6105 рублей, куда включаются: оклад по должности - 1656 рублей, персональной надбавки за вредные условия труда - 198 рублей 72 копейки, повышающий коэффициент - 471 рубль 10 копеек, районный коэффициент и северная надбавка - 1860 рублей 66 копеек, а также региональная выплата - 1918 рублей 52 копейки.
Удовлетворяя требования истца о взыскании недополученной заработной платы суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч.3 ст. 133 ГПК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ " О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей. Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истца не может быть менее 8299 рублей 80 копеек из расчета : 4 611 рублей - заработная плата, районный коэффициент - 1383 рубля 30 копеек и северная надбавка - 50% - 2305 рублей 50 копеек.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы апелляционной жалобы ответчиков о том, что указанный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции РФ).
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Доводы ответчиков о том, что они обязаны применять нормативно- правовой акт органа местного самоуправления, который определил размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, судебная коллегия считает не состоятельными.
В соответствии с ч.10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно - правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно- правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно- правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статьей 315,316,317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения и принял по делу законное и обоснованное решение.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое решение в части возложения на ответчика обязанности по перерасчету заработной платы истца за май, июнь 2012 года, поскольку истцом избрано два разных способа защиты нарушенного права. Удовлетворяя требования истца о взыскании недополученной заработной платы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ее размер не соответствует действующему законодательству и взыскал не доначисленную заработную плату. Соответственно производить перерасчет заработной платы за тот же период не имеется оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 14 ноября 2012 года в части возложения на МКДОУ Гремучинский детский сад
" Солнышко" обязанности по перерасчету заработной платы истца Тужиловой О.В. за май 2012 года отменить, в удовлетворении предъявленных прокурором Богучанского района в интересах Тужиловой О.В. требований о перерасчете заработной платы - отказать.
В остальной части решение Богучанского районного суда Красноярского края от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.