Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Пазовой Н.М.
при секретаре - Байсиеве Т.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кумыкова Л.Б. к Министерству внутренних дел по КБР о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по предоставлению денежных средств на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе представителя МВД по КБР Шадовой Э.А. на решение Нальчикского городского суда от 25 декабря 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя МВД по КБР Шадовой Э.А., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя истицы Ремизову М.С., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Кумыкова Л.Б. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать ответчика предоставить ей в собственность на состав семьи из 6 человек отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 108 кв.м.
Вобоснование иска указала, что ее супруг Кумыков А.М. с 02.11.1989г. по 20.04.2006г. служил в органах внутренних дел КБР. Причиной, его увольнения со службы послужило заболевание, полученное им в период военной службы. 28 июля 2010 года Кумыков А.М. умер. В связи с тем, что семья нуждалась в жилье, Кумыков А.М. встал на учет на получение жилья по месту службы в Эльбрусском РОВД, где он служил до 1996 года, однако жилая площадь ему не была предоставлена. Впоследствии, до 20.04.2006г, он работал в разных должностях в системе МВД по КБР. С учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Кумыков А.М. не снимался, однако ответчик, на ее неоднократные обращения, утверждает, что Кумыков А.М. не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Их семья также с 1997 года состоит на учете в общегородской и льготной очереди в администрации г.о. Баксан. Полагая, что их семья состоит на учете с 1989 года, до настоящего времени не обеспечена, жильем, истица просит обязать ответчика предоставить ей на состав, семьи из 6 человек благоустроенное жилое помещение.
17.09.2012 года Кумыкова Л.Б, изменила исковые требования и просила, возложить на ответчика обязанность по восстановлению ее супруга Кумыкова А.М. в очереди на улучшение жилищных условии с 1989 года с правом получения: благоустроенного жилого помещения на состав семьи из 6 человек общей площадью не менее 108 кв.м. Обязать ответчика предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения указанного размера.
21.11.2012г. Кумыковой Л.Б. предъявлено в суд заявление об уточнении исковых требований. Она просила суд возложить на ответчика обязанность по восстановлению ее супруга Кумыкова А.М в очереди на улучшение жилищных условий с 1989 года с правом получения благоустроенного жилого помещения на состав семьи из 6 человек общей площадью не менее 108 кв.м. Обязать ответчика предоставить ей единовременную денежную выплату в размере 3 725 608 руб. на приобретение жилого помещения указанного размера.
В судебном заседании истица и ее представитель Ремизова М.С. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненных исковых требованиях.
Представитель ответчика Шадова Э.А. иск не признала и просила в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 25 декабря 2012 г. постановлено:
Исковые требования Кумыкова Л.Б. удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по КБР восстановить очередность Кумыков А.М. на улучшение жилищных условий с 11 октября 2001 года составом семьи 6 человек с постановкой на учет Кумыкова Л.Б..
В удовлетворении остальной, части исковых требований отказать.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ представитель МВД по КБР подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ отменить, и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указано, что пенсионер МВД по КБР Кумыков А.М. проходил службу с "данные изъяты" году Кумыков А.М. перевелся по службе в ДПС Терского района, откуда и был уволен в 2006 году на пенсию по болезни.
28.07.2010 г. Кумыков А.М. умер.
При изменении места службы очередность для получения жилья Кумыковым А.М. не передавалась.
В сентябре 2006 года Кумыков А.М. обратился ЦЖБК МВД по КБР с просьбой восстановления его на жилищный учет с 2001 года. Однако в связи с отсутствием оснований в просьбе было отказано.
В тоже время в связи с тем, что Кумыков А.М. был зарегистрирован в г. Баксане, МВД по КБР обратилось к руководству ОВД по г. Баксан с просьбой поставить Кумыкова А.М., на жилищный учет в их отделе.
Однако, руководство ОВД г. Баксана оснований для восстановления его на жилищный учет по первоначальному рапорту от 11.10.2001 г., не нашло, так как в представленном жилищном деле отсутствовали документы, необходимые для восстановления на жилищный учет с указанной даты, а поставить вновь с 2006 года не представлялось возможным, так как согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Порядок учета сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Положения "О деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади", утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 года N345.
Вместе с тем, постановка на жилищный учет в органах внутренних дел осуществлялась до 1 марта 2005 года, то есть до вступления в силу принятого 29 декабря 2004 года Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п.2 приказа МВД России от 24 мая 2003 года N 345 постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России.
При этом, в соответствии с п. 16 приказа МВД России от 24 мая 2003 года N 345 не допускается предоставление жилых помещений из жилищного фонда органов внутренних дел лицам, не проходящим службу в органах внутренних дел и не связанным с органами внутренних дел трудовыми отношениями.
В списке очередников на получение жилья МВД по КБР Кумыков А.М. не состоял и не состоит. Вместе с тем исковые требования необоснованно предъявлены к МВД по Кабардино-Балкарской Республике, так как МВД по КБР Кумыкова А.М. в очередь на получение жилья не ставило и соответственно восстановить в очереди не может.
В соответствии с ч. 2 статьи 38 ГК РФ Кумыкова Л.Б. является ненадлежащим истцом. Она не состояла с ответчиком в трудовых отношениях. В соответствии с требованиями ч 9 ст. 30 Закона от 18.04.1991 г. N 1026 "О милиции" право на получение жилой площади сохраняется за семьей сотрудника, погибшего в связи с осуществлением служебной деятельности, на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет, указанная жилая площадь предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления либо транспортными организациями не позднее одного года со дня гибели сотрудника милиции.
В списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД по КБР семья Кумыкова А.М. не состоит. Утверждение Кумыковой Л.Б. о том, что Кумыков А.М. был поставлен в очередь на получение жилья с 1989 года не соответствуют действительности При этом в списке сотрудников ОМВД Эльбрусского района с 1985 года Кумыков А.М., не значится.
В соответствии с протоколом N 15 Заседания центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР от 06 декабря 2011 года решен вопрос о создании в МВД по КБР единого учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также принято решение перевести очередность сотрудников и пенсионеров МВД по КБР, жилищные дела которых соответствуют жилищному законодательству.
В соответствии с п.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. При этом ст. 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности три года. Согласно ч. 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Также, статьей 201 установлено, перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. Из представленных материалов видно, что Кумыков А.М. знал о нарушении своих прав. Однако исковое заявление подано в 06 августа 2012 года, то есть по истечении срока исковой давности.
Учитывая, что в 1997 году семья Кумыкова А.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией г. Баксана, жилым помещением по договору социального найма его семья должна обеспечиваться согласно очередности по месту постановки на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявления Кумыковой Л.Б. о восстановлении в очереди ее ныне покойного супруга на получение жилья и об обязании произвести денежную выплату за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение в собственность отдельного благоустроенного жилого помещения не имеется.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа N 18 от 20 апреля 2006 г. прапорщик милиции Кумыков А.М. уволен со службы из милиции по п. "ж" ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по болезни). На момент увольнения стаж службы для начисления пенсии в льготном исчислении составлял 21 го"адрес" месяцев 21 день (л.д. 8).
В 2001 году действовали Примерные Правила "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР" утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996 года) (утратили силу со вступлением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 12 Правил, для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов.
Удовлетворяя исковые требования, суд посчитал установленным принятие Кумыкова А.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 11.10.2001 г.
Порядок учета сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел урегулирован Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 (ред. от 27.07.2004 г.) "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел".
В соответствии с п. 8 Приказа N 345 (ред. от 27.07.2004), учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
В прилагаемых к делу материалах переписки имеется рапорт инспектора УГИБДД СПДПС МВД КБР А.М. Кумыкова от 11.10.2001 г. на имя Министра внутренних дел КБР Шргенова Х.А. с просьбой о постановке на учет для получения жилой площади.
Однако в материалах отсутствует учетное дело, заключение жилищно-бытовой комиссии, выписка их Книги учета граждан, поставленных на очередь для получения жилой площади МВД по КБР, а также прилагаемые к заявлению документы.
Рапортом зам. министра ВД по КБР полковника милиции Бекишева Р.Х. на имя министра ВД по КБР Васильева С.В. (на который ссылается суд) подтверждается, что Кумыков А.М. был поставлен на жилищный учет с 11.10.2001 г. Вместе с тем, ссылки на книгу учета и очередность получения жилья в рапорте нет. При этом в рапорте указывается, что Кумыков в 2003 году перевелся по службе в ДПС Терского РОВД, откуда был уволен в 2006 году на пенсию по болезни. При изменении места службы очередность для получения жилья Кумыкову А.М. не переводилась.
Следовательно, достоверных доказательств того, что Кумыков А.М. после подачи рапорта в 2001 году представил все необходимые для решения данного вопроса документы, а также доказательств признания его в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на учет, суду не представлено.
Как видно из выше перечисленных обстоятельств, после перевода Кумыкова А.М. в Терский РОВД, сведений о том, что он состоял в Списках очередности на улучшение жилищных условий по месту новой службы истица не представила.
Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 г., предусматривает постановку на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, только по месту жительства органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. В связи с этим с 1 марта 2005 г. в МВД по КБР постановка граждан на жилищный учет прекращена.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - работники и пенсионеры, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, сохраняют право состоять на данном учете до решения вопроса улучшения жилищных условий, в связи с чем МВД решает жилищные проблемы только тех работников и пенсионеров, которые встали на жилищный учет в МВД по КБР до 1 марта 2005 года.
В рапорте Бекишева Р.Х. указано, что в сентябре 2006 г. Кумыков А.М. обратился в ЦЖБК МВД по КБР с просьбой о восстановлении его на жилищный учет с 2001 года. Однако в связи с отсутствием оснований в просьбе было отказано. Отказ в судебном порядке Кумыков А.М. не обжаловал.
На основании изложенного у суда первой инстанции оснований признавать Кумыкова А.М. нуждавшимся в улучшении жилищных условий с 11 октября 2001 года, с момента подачи рапорта на получение жилья в МВД по КБР, не имелось.
Кумыков А.М. умер 28.07.2010 года и, соответственно, с моментом смерти, в силу п. 2 ст. 17 ГК РФ, он утратил правоспособность или, иными словами, способность иметь гражданские права и обязанности.
Данное обстоятельство само по себе исключает, как возможность нахождения Кумыкова А.М. в настоящее время в каких-либо правоотношениях с иными лицами, в том числе и с МВД по КБР, так и возникновению в будущем на его стороне прав, основанных на таком правоотношении. Следовательно, у суда не имелось оснований для возложения на МВД по КБР обязанности восстановить умершего Кумыкова А.М. в очереди на улучшение жилищных условий.
Жилищные права членов семьи сотрудников органов внутренних дел производны от прав самих сотрудников и пенсионеров ОВД.
. В соответствии с пунктами 1, 3, 6 Положения о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, жилищному учету в системе ОВД подлежат лица рядового и начальствующего состава, государственные служащие, работники и пенсионеры ОВД, а также члены семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Учитывая, что Кумыкова Л.Б. является вдовой пенсионера ОВД умершего от болезни по общему заболеванию в период военной службы, но не погибшего при исполнении служебного долга, сама истица и её совершеннолетние дети не являются сотрудниками ОВД, самостоятельного права состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у неё не возникло.
Довод апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности к данному правоотношению не подлежит удовлетворению, поскольку не основан на законе.
При установленных обстоятельствах, следует признать обоснованными доводы апелляционной жалобы МВД по КБР о том, что решение судом первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, что в свою очередь, в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого решения.
Апелляционная инстанция, проверив в соответствии со своими полномочиями обоснованность выводов суда, не согласилась с ними и, поскольку суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, пришла к выводу о принятии нового решения, которым Кумыковой Л.Б. в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда от 25 декабря 2012 г. отменить. Вынести по делу новое решение, которым Кумыкова Л.Б. в иске к Министерству внутренних дел по КБР о возложении на МВД по КБР обязанности восстановить мужа истицы Кумыков А.М. в очереди на улучшение жилищных условий с 1989 г. с правом получения благоустроенного жилого помещения на состав семьи из шести человек, площадью 108 кв.м., предоставлении Кумыкова Л.Б. единовременной денежной выплаты за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения в размере 2872800 руб. - отказать.
Председательствующий: А.А. Макоев
Судьи: Н.М. Пазова
Е.И. Жерновой
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.