Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Хираеве Ш.
при секретаре Кадырове А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Устаевой Н.Х. гражданское дело по иску Сулеймановой М.М. к ГУ-ОПФР по РД о возобновлении выплаты досрочной трудовой пенсии по апелляционной жалобе ГУ - ОПФР по РД, подписанной заместителем Управляющего Магомедовой Р.Э. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 18 июня 2012 года, которым постановлено:
" Исковое заявление Сулеймановой М. М. удовлетворить.
Обязать ГУ-Отделение ПФР по РД зачесть период работы Сулеймановой М. М. с 01.08.1998 г. по 01.09.2007 г. в страховой стаж.
Обязать ГУ-Отделение ПФР по РД возобновить выплату досрочной трудовой пенсии Сулеймановой М. М. со дня её прекращения, т.е. с 01.10.2010 г.".
Заслушав докладчика Устаеву Н.Х., объяснения представителя ОПФР по РД по доверенности Багомедова Р.Д., просившего решение суда отменить, возражения представителя Сулеймановой М.М. по доверенности, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сулейманова М.М. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о возобновлении выплаты досрочной трудовой пенсии.
В обоснование своих требований она сослалась на то, что в октябре 2009 года ею для назначения и расчета размера досрочной трудовой пенсии по возрасту были представлены документы, подтверждающие факт работы подменным продавцом в Махачкалинском пригородном рыбкоопе за период с 01 августа1995 г. по 01 июля 2007 г. в Управление ГУ- ОПФР по РД в Ленинском районе г.Махачкалы.
ГУ-ОПФР по РД установило ей досрочную пенсию с учетом сведений о данном периоде работы. Однако, затем в ходе проверки в марте 2010 г. специалистам Пенсионного фонда РД не удалось подтвердить факт работы в данной организации в связи с отсутствием сведений о получении заработной платы в ведомостях по начислению заработной платы. В результате чего с октября 2010 г. ей прекратили выплачивать пенсию по причине отсутствия требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии 20-летнего страхового стажа.
Специальный стаж у Сулеймановой М.М. составляет более 12 лет 8 месяцев, страховой стаж составляет более 25 лет. Между тем, Пенсионный фонд учитывает Сулеймановой М.М. в страховой стаж только 14 лет.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
Досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.1, пп.2 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2002 г. N173-Ф3, назначается по Списку N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01. 1991 г. N 10, мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.
Согласно записям в трудовой книжке Сулейманова М.С. работала в период с 01 августа 1998 г. по 01 сентября 2007 г. в Махачкалинском пригородном рыбкоопе подменным продавцом.
На основании ст.13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе проверять у физических и юридических лиц документы, подтверждающие обоснованность выдачи документов, необходимых для назначения, перерасчёта и выплаты трудовой пенсии.
Соответственно, в ходе проведенной ГУ-ОПФР по РД проверки достоверности сведений о стаже Сулеймановой М.М. подтвердить её страховой стаж и зарплату за период работы подменным продавцом в Махачкалинском пригородном рыбкоопе с августа 1985 по сентябрь 2007 г. не удалось ввиду отсутствия книг по начислению заработной платы. На территории республики страховой стаж и сведения о заработной плате с 01 января 1999 г. учитываются на основании индивидуальных сведений, представляемых работодателем на каждого работника в территориальный орган ПФР, в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, при этом, страхователь в данных сведениях обязан отразить сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного периода и сумму начисленных и уплаченных страховых взносов
государственного пенсионного страхования с разбивкой по месяцам отчетного периода. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сулеймановой С.М. содержатся сведения об уплаченных страховых взносах в качестве индивидуального предпринимателя. Какая-либо информация о начисленных и уплаченных страховых взносах Махачкалинский пригородный рыбкооп в территориальный орган ПФР с 01 января 1999 г. не представлял. Территориальный орган ПФР не вправе производить назначение досрочной трудовой пенсии без документального подтверждения трудового стажа.
Между тем, Федеральный суд Ленинского района г. Махачкалы при вынесении решения руководствовался лишь справками, выданными администрацией Махачкалинского рыбкоопа. При этом, достоверность содержащихся в них сведений вызывает сомнение, так как заработная плата истице в оспариваемый период фактически страхователем не выплачивалась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Сулеймановой М.М. о возобновлении выплаты пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что вины Сулеймановой М.М. в том, что на дату проверки её трудового стажа необходимая документация в связи с ремонтом здания представлена не была, нет.
Суд также указал, что архивная документация Махачкалинского пригородного рыбкоопа Дагпотребсоюза о факте её работы с 01 августа 1995 г. по 01 июля 2007 г. частично имеется в наличии, записи о трудовом стаже за оспариваемый период работы, имеющиеся в трудовой книжке, не вызывают сомнения в достоверности.
Между тем, на основании п. 3 ст. 18 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда России от 30 января 2002 года N 11-п, пункты 30, 30.1, 30.2, 32, при проверке индивидуальных сведений о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям статей 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц - одна из задач ПФР. О том, насколько достоверна такая оценка, можно судить после проверки представленных работодателями сведений о трудовом стаже и заработке работников.
Согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149) одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.
В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 30 января 2002 г. N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования" при проведении документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах - первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативных правовых актов.
Проверка сведений о стаже осуществляется на основании первичных документов по учету кадров (формы N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-3 "Штатное расписание" N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику", N Т-7 "График отпусков", N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником"). Указанные формы утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 6 апреля 2001 г. N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 27.04.2001 N 07/4328-ЮД в государственной регистрации не нуждается) и распространяются на юридических лиц всех форм собственности.
Кроме того, проверяются документы по учету использования рабочего времени (формы N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы" и N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени"), а также "Акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы" (форма N Т-73), которые утверждены вышеназванным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике и распространяются на юридических лиц всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений.
Ни один из перечисленных документов при проверке специалистам Пенсионного фонда не было представлено.
Не представлены такие доказательства и суду.
Суд первой инстанции при принятии решения правильно исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка.
Однако, в данном случае речь идет о включении в стаж Сулеймановой М.М. периода работы с 01 августа 1995 г. по 01 июля 2007 г. подменным продавцом в Махачкалинском пригородном рыбкоопе, то есть с 1999 года охватывается период после регистрации в качестве застрахованных лиц.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из представленной представителем ответчика выписки из лицевого счета застрахованного лица усматривается, что до 1 января 2007 года отчислений страховых взносов с заработной платы Сулеймановой М.М.. также не имеется.
Поскольку до 1 января 2007 года отчислений страховых взносов не производилось, других документов, подтверждающих достоверность записей о работе в пригородном рыбкоопе не представлены, оснований для подтверждения спорного периода свидетельскими показаниями не имеется, судом первой инстанции ошибочно постановлено включить этот период в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Сулеймановой М.М.
В тоже время при подсчете страхового стажа за вычетом периода работы в пригородном рыбкоопе с включением в страховой стаж период занятия Сулеймановой М.М. предпринимательской деятельностью по состоянию на 1 октября 2010 года право на досрочную пенсию она приобрела.
При определении размера указанной пенсии продолжительность страхового стажа для определения процентов следует считать с учетом изложенного в настоящем определении.
С учетом изложенного решение Ленинского районного суда г. Махачкалы подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 18 июня 2012 года в части обязания Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан зачесть период работы Сулеймановой М.М. с 1 августа 1995 года по 1 сентября 2007 года изменить, указав подлежащим включению в страховой стаж период работы с 1 августа 1995 года по 31 декабря 2001 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Д.Августина
Судьи: Н.Х.Устаева
Ш.М.Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.