Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Образцова О.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28 ноября 2012 года, которым признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия постановление и.о. главы администрации Великоустюгского муниципального района N... от 17 января 2012 года об исключении Нелаева В.А. из списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2004-2010 годы.
На администрацию Великоустюгского муниципального района возложена обязанность восстановить Нелаева В.А. в указанном списке.
На Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области возложена обязанность включить Нелаева В.А. в сводный список граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Давыдченковой Ю.С., действующей по доверенности Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нелаев В.А. обратился в суд с иском к администрации Великоустюгского муниципального района и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об отмене постановления, включении в список граждан, нуждающихся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета и в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством.
В обоснование своих требований истец указал, что с 28 июня 1984 года по 02 апреля 2010 года проходил службу в УМВД России по Вологодской области.
Приказом начальника УМВД России по Вологодской области N... от 02 апреля 2010 года он уволен из органов внутренних дел в звании старшего прапорщика милиции с должности младшего оперуполномоченного четвертого межрайонного оперативно-розыскного отдела (с дислокацией в городе Великий Устюг) оперативно-розыскной части криминальной милиции (по линии НП) по пункту "б" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по достижении предельного возраста). Его выслуга лет в календарном исчислении определена в 29 лет 06 месяцев 00 дней.
Постановлением Главы Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 08 апреля 2008 года N... он был включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", так как признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (очередь N... от 23 января 1986 года).
Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области N... от 17 января 2012 года исключен из данного списка по тому основанию, что выдача жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, к которой он относится, осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Данное постановление считает незаконным и не порождающим правовых последствий, поскольку оно не соответствует требованиям Федерального Закона от 08 декабря 2011 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Федеральному закону "О статусе военнослужащих".По мнению истца, он вправе претендовать на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета по его выбору в одной из форм: предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, так как он принят на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года, уволен со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность его службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет в календарном исчислении.
Формирование сводного списка граждан, обеспечиваемых жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", осуществляется Департаментом развития муниципальных образований области на основании данных, предоставляемых органом местного самоуправления. Из письма Департамента от 13 июля 2011 года следует, что он был включен в сводный список граждан, обеспечиваемых жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ. По письму Департамента от 09 августа 2011 года, его учетное дело возвращено на доработку ввиду отсутствия в нем удостоверения на право пользования льготами, в связи с чем он не может быть включен в список граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями. Однако выдача органами внутренних дел удостоверений, подтверждающих право пользования льготами, не предусмотрена.
Считая действия администрации Великоустюгского муниципального района и Департамента развития муниципальных образований Вологодской области незаконными и необоснованными, просит постановление администрации Великоустюгского муниципального района от 17 января 2012 года N... отменить, обязать администрацию района включить его в список граждан, нуждающихся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета, а Департамент развития муниципальных образований Вологодской области включить его в сводный список граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями.
Определением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 09 ноября 2012 года произведена замена Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
В судебном заседании Нелаев В.А. и его представитель Четвериков Д.С. исковые требования уточнили в части: просили признать постановление администрации Великоустюгского муниципального района N... от 17 января 2012 года об исключении истца из списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2004-2010 годы, незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, обязать администрацию Великоустюгского муниципального района восстановить Нелаева В.А. в указанном списке, в остальном иск поддержали.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. В письменном отзыве ответчик указал, что с исковыми требованиями Нелаева В.А. не согласен, ссылаясь, что на граждан, являвшихся сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и принятых органами местного самоуправления до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях (не за счет средств федерального бюджета), уволенных со службы из соответствующих структур после 01 января 2005 года, порядок и условия предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета, предусмотренные Федеральным законом от 08 декабря 2011 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", не распространяются. Поскольку Нелаев В.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на общих основаниях 23 января 1986 года, а уволен со службы 02 апреля 2010 года, он не относится к категории граждан, обеспечиваемых жильем на основании данного закона. Для решения вопроса жилищного обеспечения Нелаеву В.А. следует обратиться по месту прохождения службы.
Представитель администрации Великоустюгского муниципального района Бестужева Ю.В. с требованиями истца не согласилась, поддержав правовую позицию Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, пояснила, что Нелаев В.А. в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2004-2010 годы был включен ошибочно. Право истца на предоставление жилого помещения администрация района не оспаривает, но полагает, что он может воспользоваться указанной льготой по месту прохождения службы.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России "Великоустюгский" Холопова Е.А. считает требования Нелаева В.А. обоснованными, указывая, что в настоящее время действуют параллельно два закона: Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Нелаев В.А. вправе пользоваться любым путем реализации предоставленной ему льготы на жилье, в том числе претендовать на включение его Департаментом в сводный список граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями по Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку он соответствует всем предъявляемым законом требованиям. При этом действующее законодательство не ограничивает его право на предоставление жилищной льготы моментом увольнения из органов внутренних дел.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, привлеченное к участию в споре в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направило.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, приводя доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, ставит вопрос об отмене решения по мотиву неправильного толкования судом норм материального права.
В возражениях Нелаев В.А. выражая несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства в силу следующего.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления, как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П).
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Согласно статье 15 названного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1); при этом обеспечение жилыми помещениями граждан, которые, прослужив 10 лет и более, были уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не имеют жилища либо нуждаются в улучшении жилищных условий, осуществляется, по общему правилу, федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими организацию и несение военной службы, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).
Тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предоставляет возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзацы первый - четвертый пункта 2.1 статьи 15). Конституционный Суд Российской Федерации отмечал ранее, что введение федеральным законодателем такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем в одной из указанных форм, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, само по себе не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (определения от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1608-О-О и от 11 мая 2012 года N 745-О).
Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как установлено судом первой инстанции в период с 28 июня 1984 года по 02 апреля 2010 года Нелаев В.А. проходил службу в УМВД России по Вологодской области. Приказом начальника УМВД России по Вологодской области N... от 02 апреля 2010 года он уволен из органов внутренних дел по пункту "б" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по достижении предельного возраста). Его выслуга лет в календарном исчислении определена в 29 лет 06 месяцев 00 дней.
Постановлением Главы Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 08 апреля 2008 года N... истец был включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", так как с 23 января 1986 года был признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и состоял в очереди на получение жилья в администрации Великоустюгского муниципального района.
Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области N... от 17 января 2012 года Нелаев В.А. исключен из данного списка по тому основанию, что выдача жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, к которой он относится, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Оценивая изложенные обстоятельства на основании вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о том, что имеются все основания для признания незаконным оспариваемого истцом постановления администрации района, возложении на администрацию района обязанности восстановления истца в списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области обязанности по включению его в сводный список граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями, так как его право на обеспечение жилым помещением гарантировано законодателем и до настоящего времени не исполнено.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных им требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Бочкарева
Судьи: В.Н.Белякова
О.В.Образцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.