Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Шихановой О.Г.
судей
Дорджиева Б.Д. и
Басанговой И.Б.
при секретаре
Бимбеевой Ю.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Бембинова В.Д. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата по апелляционной жалобе представителя ответчика Емченова Б.И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи
Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Емченова Б.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Городовиковского районного муниципального образования РК Рубашанова Г.Б., возражения истца Бембинова В.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бембинов В.Д. обратился в суд с иском, указав, что он, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, с 12 июля 2004 года состоит в очереди на получение жилья. Однако решением от 09 августа 2012 года Межведомственная комиссия при Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК ему отказала в выдаче государственного жилищного сертификата. Основанием отказа послужило то, что ему принадлежит жилой дом общей площадью ** кв.м., и указанная площадь превышает установленный законом норматив общей площади на семью из 2 человек. Просил признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" об отказе в выдаче ему государственного жилищного сертификата, признать за ним право на получение в 2012 году государственного жилищного сертификата, обязать Межведомственную комиссию повторно рассмотреть вопрос о выдаче в 2012 году государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец Бембинов В.Д. поддержал исковые требования.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - Администрации Городовиковского районного муниципального образования РК Рубашанов Г.Б. не возражал против удовлетворения иска Бембинова В.Д.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 ноября 2012 года иск Бембинова В.Д.
удовлетворен частично. Признано незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия N 62/5 от 9 августа 2012 года об отказе в выдаче Бембинову В.Д. государственного жилищного сертификата. На Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Бембинову В.Д. государственного жилищного сертификата. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Емченов Б.И. просит решение суда отменить и в иске отказать. Указывает, что Бембинов В.Д. не имеет права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку он в июне - августе 2012 года произвел отчуждение принадлежавшего ему на праве собственности жилого помещения. Разница между установленным законом нормативом общей площади на семью из 2 человек (42 кв.м.) и общей площадью отчужденного жилого помещения (** кв.м.) составляет менее 18 кв.м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим
отмене.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции признал незаконным решение Межведомственной комиссии об отказе в выдаче Бембинову В.Д. государственного жилищного сертификата по тем основаниям, что комиссией не выяснены вопросы о том, кто проживал в проданном истцом жилом доме и являлись ли они членами его семьи, повлияло ли отчуждение истцом принадлежавшего ему жилого дома на нуждаемость Бембинова В.Д. в улучшении жилищных условий.
С данными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 13, 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
В силу подп. "е" п. 5 Правил в число участников подпрограммы на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в
качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 16 Правил установлены нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для семей разной численности: 33 кв. м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м. - на семью из 2 человек; по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В силу п. 16.1 Правил (в редакции от 03 ноября 2011 года, действовавшей на момент принятия решения межведомственной комиссией) установленный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Пунктом 16.2 Правил (в редакции от 03 ноября 2011 года) предусмотрено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членами его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 Правил.
По смыслу вышеприведенных норм инвалидам-чернобыльцам гарантируется одноразовое бесплатное предоставление жилья при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В тех случаях, когда гражданин - участник подпрограммы производит отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, то он имеет право на получение сертификата только в том случае, если разница между установленным нормативом общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета социальной выплаты, и размером общей площади отчужденного жилого помещения составляет не менее 18 кв. метров.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец Бембинов В.Д. является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 12 июля 2004 года он в составе семьи из 2 человек состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия и включен в Список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением межведомственной комиссии по вопросам реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" при Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 09 августа 2012 г. N 62/5 Бембинову В.Д. на основании п. 16.2 Правил отказано в выдаче государственного жилищного сертификата.
Отказ обоснован тем, что Бембинову и его супруге принадлежит жилой дом общей площадью ** кв.м., размер которого превышает установленный законом норматив общей площади семьи из 2 человек, составляющий 42 кв.м.
Признавая отказ в выдаче сертификата незаконным, суд первой инстанции указал, что комиссией не выяснен вопрос о нуждаемости Бембинова в улучшении жилищных условий.
Между тем, данный вывод суда противоречит материалам дела.
Как видно из договора купли-продажи от 13 июня 2012 года истец Бембинов В.Д. и его супруга Бембинова Л.Б. с 11 ноября 2002 года имели в собственности 1/2 часть жилого дома общей площадью ** кв.м. по адресу: Республика Калмыкия, Городовиковский район, п. *****, ул. ****-****, дом *, квартира *, и которую продали Белан Н.В. 13 июня 2012 года.
Указанный договор купли-продажи в установленном порядке зарегистрирован 28 июня 2012 года.
Истец Бембинов не отрицал факты наличия на праве его собственности вышеуказанного жилого дома и его продажи в июне 2012 года.
Из дела также следует, что при подаче заявления о выдаче жилищного сертификата Бембинов обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность не давал.
Таким образом, выводы межведомственной комиссии о том, что общая площадь отчужденного Бембиновым жилого помещения составляет ** кв.м. и значительно выше норматива для его семьи из 2 человек, установленного п. 16 Правил в размере 42 кв.м., соответствуют материалам дела.
Следовательно, в силу п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов истец не имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
При таких обстоятельствах решение межведомственной комиссии об отказе в выдаче Бембинову жилищного сертификата является законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, не применил пункт 16.2 вышеназванных Правил и пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, то решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 ноября 2012 года
отменить.
В удовлетворении иска Бембинова В.Д. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, о признании права на получение в 2012 году государственного жилищного сертификата и обязании повторно рассмотреть вопрос о выдаче в 2012 году государственного жилищного сертификата
отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчика Емченова Б.И. удовлетворить.
Председательствующий О.Г. Шиханова
Судьи: Б.Д. Дорджиев
И.Б. Басангова
"Копия верна" судья И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.