Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Хейло И.Ф.
судей Шамрай М.С., Жиляевой О.И.
при секретаре Торпуджиян А.Х.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе Вильсона В.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 1412.2012 г. по иску Вильсона Владимира Викторовича к Военному комиссариату Ростовской области о признании перерасчета пенсии незаконным, восстановлении и признании права на выплату пенсии с 0.01.2012 г. исходя из 100% денежного довольствия, взыскании задолженности по пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Вильсон В.В. обратился в суд с иском к Военкомату РО о восстановлении права на выплату пенсии и взыскании недополученной пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что с 1975 года по 1994 год проходил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ, с 1994 года ему пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
До 01.01.2012 г. уровень его пенсии составлял 100% от денежного довольствия для исчисления пенсии военнослужащим. Однако, ответчиком с 01.01.2012 года его пенсия исчислена исходя из надбавки за выслугу лет в размере 40%, а не 70%, а также с применением понижающего коэффициента 54% от суммы денежного довольствия военнослужащего, в связи с чем уровень его пенсии с 01.01.2012 г. значительно снизился. С учетом его выслуги лет и с учетом увеличения окладов по должности и окладов по специальному званию с 01.01.2012 г размер его пенсии должен быть равным ( ... ) руб.
В связи с необоснованным снижением пенсии возникла недоплата за период с 01.01.2012 г. по декабрь 2012 г. в размере ( ... ) руб.
Полагал, что в отношении него, как военного пенсионера, право на получение пенсии, у которого возникло и реализовано до 01.01.2012 г., применение законов, вступивших в действие после 31.12.2011 г., ухудшающих его положение, недопустимо.
С учетом уточненных требований, Вильсон В.В. просил суд восстановить с 01.01.2012 г. его право на получение пенсии в размере, исчисленном исходя из классной квалификации 45 %, процентной надбавки за выслугу лет 70 % и 100% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, обязав ответчика с 01.01.2012 г. производить выплату пенсии в размере 83 процента от 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии - ( ... ) руб.; взыскать с Военного комиссариата Ростовской области недоплаченную пенсию за период с января по декабрь 2012 г. в сумме ( ... ) руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.12.2012 г. в удовлетворении исковых требований Вильсона В.В. отказано.
Истец не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
Апеллянт полагает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, излагая доводы, аналогичные доводам искового заявления и указывая, что суд подменил установленный законодательством и гарантированный государством при увольнении размер пенсии в процентах по отношению к денежному содержанию военнослужащего, на рассчитанный размер пенсии в рублях, который в силу своей разнонаправленной изменчивости (инфляция, снижение стимулов к прохождению службы, и др.) не может являться стабильной гарантией государства. Апеллянт указывает, что законодатель ни в коей мере не лишал и тем более не заменял заслуженную пенсионную надбавку за выслугу лет военных пенсионеров уволившихся до 01.01.2012 г. Заявитель указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, выслушав представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", положениями Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и исходил из того, что перерасчет пенсии истца, в основу которого положен расчет денежного довольствия исходя из 54 % оклада по должности, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет, произведен ответчиком с 01.01.2012 г. с учетом положений указанных законов в их взаимосвязи, в силу прямого указания закона, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Вильсон В.В. сослался на несогласие с механизмом исчисления выплачиваемой ему пенсии в соответствии с внесенными в военное пенсионное законодательство изменениями, полагая, что расчет выплачиваемой пенсии должен производиться в порядке, действовавшем на момент возникновения у него права на пенсию, то есть фактически истцом оспаривается законность изменений, внесенных в пенсионное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как следует из положений ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,.." пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия действующих военнослужащих. Для исчисления пенсии должны учитываться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: оклад по воинской должности или должностной оклад; оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях); ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), отличающаяся по своему размеру от надбавки, применяемой для исчисления денежного довольствия для действующих военнослужащих; выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 г. в размере 54% и, начиная с 01.01.2013 г., ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100 % его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 %.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40% при выслуге 25 лет и более.
Частью 8 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 г. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, подлежат пересмотру с 01.01.2012 г.
Как усматривается из материалов дела, Вильсон В.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 1994 г. Размер пенсии Вильсона В.В. до 31.12.2011 г. составлял ( ... ) руб., а с 01.01.2012 г. стал составлять ( ... ) руб.
Исчисление истцу пенсии произведено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 г. N 922 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" и статьей 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, N 306 ФЗ от 07.11.2011 г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В связи с внесением изменений в действующее законодательство, при перерасчете Вильсону В.В. пенсии применена процентная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет равная 40%.
Доводы истца об ухудшении введенным с 01.01.2012 г. правовым регулированием порядка исчисления пенсии, являются необоснованными, поскольку новым законодательством устанавливается механизм номинального (фактического) увеличения размеров пенсий бывших военнослужащих, а не относительное увеличение, на чем фактически настаивает истец. Размер пенсии истца, исчисленный по действующим с 01.01.2012 г. правилам, выше уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным с военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.12 г., и не ухудшает, а улучшает его право на пенсионное обеспечение.
Доказательств снижения уровня пенсионного обеспечения истца в результате ее пересмотра с 01.01.2012 года суду не представлено.
Ухудшение своего пенсионного обеспечения истец фактически связывает с тем, что к установленному с 01.01.2012 г. размеру денежного довольствия не применен установленный до 01.01.2012 г. механизм исчисления размера пенсии. Однако порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем, включает в себя одновременно две составляющих - размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, и механизм расчета, что исключает возможность произвольного выбора этих составляющих по усмотрению истца.
Необходимость произвести перерасчет пенсий, назначенных до 01.01.2012 г. с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения прямо предусмотрена положениями ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 г. и ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 года.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из их числа ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена по сравнению с ранее выплачиваемой, ее размер значительно превышает размер трудовых пенсий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П, от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.).
С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия лиц, получающих пенсии по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.09.2012 г. N 1800-О, снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
Как ранее было указано, перерасчет пенсии заявителя, осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, повлек увеличение размера получаемой им пенсии.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
У судов общей юрисдикции не имеется полномочий по проверке соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов. Суды общей юрисдикции являются правоприменительными органами, то есть судебная коллегия проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения лишь на его соответствие действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.12.2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вильсона В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.