Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Деревягина С.В. к военному комиссариату Саратовской области, отделу военного комиссариата Саратовской области по г. Вольску, г. Хвалынску, Вольскому, Хвалынскому районам Саратовской области о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, взыскании ежемесячной денежной выплаты, по апелляционной жалобе Деревягина С.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08 ноября 2012 года, которым Деревягину С.В.отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Деревягин С.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что проходил военную службу в (данные изъяты) в период с (данные изъяты) г.г., где участвовал в боевых действиях.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
Деревягин С.В. в жалобе просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что суд рассмотрел дело в его отсутствие, несмотря на то, что он явился под конвоем к назначенному времени рассмотрения дела в суде.
Деревягин С.В. и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В п. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона предусмотрено, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Раздел 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, являющийся приложением к вышеуказанному Закону (в редакции Федерального закона от 07.11.2011 года N307-ФЗ), к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относит: "Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Согласно статье 28 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5 реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
В целях исполнения указанных положений Закона Правительством РФ издано постановление от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которого указано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ утвержден Приказом Министра обороны РФ от 02 ноября 2009 г. N 1177 (утратил силу с 15 октября 2012 года в связи с изданием приказа Минобороны РФ N2288 от 11 августа 2012 года "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации").
Указанный Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах РФ образовываются: в военных округах, на флотах - комиссии военных округов, флотов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии); в центральном аппарате Министерства обороны РФ (далее именуется - центральный аппарат) - центральная комиссия Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - центральная комиссия).
На центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью, а также принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в случаях, когда комиссии не могут принять соответствующего решения.
Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Главное управление кадров), комиссий -соответствующими кадровыми органами.
Главное управление кадров обеспечивает бланками удостоверений кадровые органы военных округов, флотов (далее именуются - кадровые органы) в соответствии с поданными ими заявками.
В соответствии с требованиями п. 9 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 1177 к обращению прикладываются две фотографии размером 3x4 см и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях:
- для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо в ходе контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона, либо по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал;
- для лиц гражданского персонала - выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал;
- для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (п.11).
Приказом Минобороны РФ N2288 от 11 августа 2012 года утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В силу п. 8 данного Порядка иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Из п.9 Порядка следует, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются:
для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел III Перечня);
для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.
К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач):
для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;
для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Из материалов дела следует, что Деревягиным С.В.не представлено доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия его в ходе контртеррористических операций на территории (данные изъяты) в (данные изъяты) г.г.
Учитывая, что Деревягиным С.В. не представлено доказательств, подтверждающих факт его участия в ходе контртеррористических операций на территории (данные изъяты) г.г., районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ и по существу является правильным.
Довод жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие истца - не может быть принят во внимание, поскольку из материалов дела следует, что истец надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеется его письменная расписка. Из протокола судебного заседания, замечания на которые истец не подавал, следует, что он в судебное заседание не явился. Явка в здание суда - не свидетельствует о явке в судебное заседание, без сообщения суду о данной явке.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Деревягина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.