Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Зубаровской С.В.,
судей Мацкив Л.Ю., Сухарева Г.П.
при секретаре Ясинской Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Смоленской таможни на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения представителя Смоленской таможни по доверенности Горшкова О.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения Мищенковой Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мищенкова Л.П. обратилась в суд с иском к Смоленской таможне о признании незаконным применения к ней дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенного приказом начальника Смоленской таможни N-км от (дата) , указывая, что причиной привлечения к дисциплинарной ответственности послужило не предоставление ею сведений о получении в 2011 году дохода от продажи супругом автомобиля, а также предоставление недостоверных сведений о доле участия в уставном капитале ОАО " "данные изъяты"". Считает наказание незаконным, поскольку согласно установленному порядку в течение трех месяцев дополнила сведения о доходах. Не представление ею изначально этих сведений, предоставление неточных сведений не носило умышленный и заведомо ложный характер, имели место технические ошибки. Кроме того, ответчиком была нарушена процедура и не соблюден срок привлечения к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании истица иск поддержала.
Представители ответчика по доверенностям Горшков О.В., Старостин М.Ю. иск не признали, пояснив, что истицей дополнительно сведения о доходе от продажи автомобиля представила лишь после поступления работодателю представления прокурора об устранении нарушений закона, процедура и срок привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11.12.2012г. признано незаконным применение к Мищенковой Л.П. дисциплинарного взыскания в виде выговора по приказу начальника Смоленской таможни N-км от (дата)
В апелляционной жалобе Смоленской таможней ставится вопрос об отмене принятого по делу решения и принятии нового об отказе в удовлетворении требований Мищенковой Л.П. ввиду неправильного применения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Частью 1 ст. 20 Федерального закона предусмотрено, что гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Указанная обязанность гражданского служащего установлена также ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.
Порядок применения взысканий, перечисленных в вышеприведенной статье определен в ст. 59.3 указанного Федерального закона и предусматривает, что такое взыскание применяется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. При применении взысканий учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Такие взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В соответствии с п. 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, проверку осуществляют кадровые службы федеральных государственных органов и их территориальных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа.
По результатам проверки, срок проведения которой не должен превышать 60 дней, однако может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении, должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в п. 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: назначить гражданина на должность федеральной государственной службы; отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; применить к государственному служащему меры юридической ответственности; представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 12, 31 Положения).
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия), компетенция и порядок работы которой определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010.
В соответствии с п. 16 названного Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов одним из оснований для проведения заседания комиссии является представление руководителем государственного органа в соответствии с п. 31 Положения материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 названного Положения.
Пунктами 19 и 20 Положения предусмотрено обязательное присутствие государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, комиссией заслушиваются его пояснения и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых государственному служащему претензий, а также дополнительные материалы.
Согласно п. 22 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:
а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065, являются достоверными и полными;
б) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения, названного в подпункте "а" настоящего пункта, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
В соответствии с п. 30 Положения решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. При этом для исполнения решений комиссии могут быть подготовлены проекты нормативных правовых актов государственного органа, решений или поручений руководителя государственного органа, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение руководителя государственного органа (п. 28 Положения).
Согласно пунктам 35 и 36 Положения в случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Мищенкова Л.П. с (дата) состоит на государственной гражданской службе, замещая с (дата) должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенной статистики Смоленской таможни; в соответствии с перечнем должностей федеральной государственной службы в таможенных органах, утвержденных приказом ФТС N от (дата) обязана представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (л.д. 34-42).
(дата) в адрес начальника Смоленской таможни для рассмотрения и принятия решения поступило представление Смоленского транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому установлен, в том числе, факт указания Мищенковой Л.П. недостоверных сведений о размере доли в уставном капитале хозяйственного общества и неполных сведений о доходах супруга (л.д. 72-75).
На основании изложенной в представлении прокурора информации (дата) начальником Смоленской таможни издан приказ N о проведении отделом кадров Смоленской таможни проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых должностными лицами таможни. Установлен срок проведения проверки до (дата) (л.д.76-83).
В ходе проверки установлено и подтверждается письменными объяснениями самой истицы, что (дата) Мищенковой Л.П. в отдел кадров Смоленской таможни представлена справка о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как федерального государственного служащего, в разделе 4 которой Мищенкова Л.П. указала недостоверные данные о размере доли в уставном капитале ОАО " "данные изъяты"" - "данные изъяты"% вместо "данные изъяты"%, а также справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга "данные изъяты" С.В., в разделе 1 которой Мищенкова Л.П. не указала сведения о доходе в сумме "данные изъяты" руб. от продажи автомобиля (л.д. 62-71, 84-85).
(дата) истицей предоставлены уточненные сведения, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного п. 8 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559.
(дата) результаты проверки доложены руководителю таможни, резолюцией которого от (дата) материалы проверки направлены для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов Смоленской таможни, на заседании которой (дата) с участием истицы, дававшей пояснения по допущенным нарушениям, единогласно принято решение рекомендовать начальнику таможни провести служебную проверку и применить к Мищенковой Л.П. меры дисциплинарной ответственности (л.д. 86-90, 92-102).
Приказом начальника таможни N от (дата) назначено проведение служебной проверки, по результатам которой (дата) утверждено соответствующее заключение, а приказом N-км от (дата) Мищенкова Л.П., с учетом нахождения в отпуске (с (дата) по (дата) ) и на курсах повышения квалификации (с (дата) по (дата) ) подвергнута в соответствии со ст. 57 Федерального закона N 79-ФЗ от (дата) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисциплинарному взысканию в виде выговора за ненадлежащее выполнение обязанностей государственного служащего, определенных в пп. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ от (дата) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 20 п. 10 раздела 3 "Должностного регламента старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенной статистики" от (дата) N. (л.д. 103-105, 107-119).
Разрешая заявленный спор, судом установлен факт совершения Мищенковой Л.П. дисциплинарного проступка и сделан вывод о том, что при применении дисциплинарного взыскания в отношении Мищенковой Л.П. не были соблюдены предусмотренные ФЗ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" сроки привлечения к дисциплинарной ответственности. При этом суд, давая оценку представленным сторонами доказательствам, ошибочно сослался на положения ст. 58 названного закона, регулирующей порядок применения дисциплинарного взыскания. Хотя в данном случае на истицу наложено взыскание именно за коррупционное нарушение.
Поскольку предусмотренный ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ от (дата) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок применения мер ответственности, перечисленных в ст. 59.1 указанного закона в силу вышеприведенных подзаконных актов отличается от установленных ст. 58 общих оснований порядка применения дисциплинарных взысканий, перечисленных в ст. 57 этого же закона, проведение служебной проверки в установленный срок применения взыскания не подлежит включению.
Срок для применения взыскания следует исчислять с момента получения представления прокурора, т.е. с (дата) , выговор истице объявлен (дата) (через 2 мес. 29 дней). По факту нарушения была проведена проверка с (дата) по (дата) (13 дней), материалы рассмотрены комиссией по урегулированию конфликтов с (дата) по (дата) (7 дней), в отпуске истица находилась с (дата) по (дата) (24 дня), на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) (12 дней). Таким образом, взыскание применено за пределами месячного срока привлечения к ответственности (2 мес. 29 дней, т.е. 91 день - 56 дней = 35 дней).
Поэтому является верным вывод суда о том, что приказ об объявлении выговора незаконен и подлежит отмене.
Ошибочное применение судом первой инстанции нормы права о порядке применения взыскания не влечет отмену по существу правильного решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.