Судья Томского областного суда Антонов С.М., рассмотрев дело по жалобе защитника Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России) Лощинкина В. В. на постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 27 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.12.2012 ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что помещение комнаты хранения наркотических средств и психотропных веществ отделения анестезиологии и реанимации Клиник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России (по плану БТИ помещение N12) передано под охрану ООО /__/, чем нарушен п.8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р. Кроме того, старшая медсестра Отделения анестезиологии и реанимации госпитальных клиник С. и медсестра палатная урологического отделения клиники госпитальной хирургии З. допущены к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ при отсутствии заключения, предусмотренного п.3 ст.10 Федерального Закона от 08.01.1998 N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", чем нарушены правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, выразившееся в несоблюдении требований, а именно п.3. ст.10 Федерального Закона от 08.01.1998 N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", п.4 постановления Правительства РФ от 06.08.1998 N892 "Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".
Не согласившись с данным постановлением, защитник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России Лощинкин В.В. обратился с жалобой, в которой с учетом последующих дополнений просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что в постановлении отсутствуют сведения о том, на каком основании проводилась проверка в отношении Отделения анестезиологии и реанимации Клиник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России, какая была проверка - плановая, внеплановая, выездная, документальная. При проведении проверки не соблюден порядок ее проведения, в связи с чем и принятие решения по результатам проверки не может быть признано законным и обоснованным. В постановлении отсутствуют сведения о распоряжении начальника УФСКН о проведении проверки, об актах проведенной проверки, об осмотре помещений, документации и т.п. В постановлении судьи перечислены доказательства; доводы сотрудников о невиновности судьей не проверены. Не проверен и довод о том, что медсестры были допущены к работе с наркотическими и психотропными препаратами ввиду того, что отделение анестезиологии и реанимации испытывало производственную необходимость в медицинском персонале, задействованном по спасению людей. Считает, что нарушение п.8 "Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией" вменено неправомерно. Сотрудники Управления ФСКН 24.04.2012 проводили проверку Отделения анестезиологии и реанимации по результатам которой выдали ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России заключение о соответствии Отделения анестезиологии и реанимации Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N1148. При этом они достоверно знали, что указанный объект охраняется ООО /__/. Кроме того, Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не содержат требования для охраны помещений 3-й и 4-й категорий полицией.
В судебном заседании защитник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России Лощинкин В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления ФСКН России по Томской области Колегова О.Ю. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление оставить без изменения. Пояснила, что ранее было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Клиник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России. Когда было выяснено, что Клиники являются обособленным подразделением ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России, 06.12.2012 производство в отношении Клиник было прекращено. В этот же день был составлен протокол в отношении ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России. Учитывая, что все обстоятельства были выяснены, то административное расследование в отношении ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России не проводилось. Также указала, что проверка не проводилась, а все действия были проведены в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.
Свидетель М., составивший протокол об административном правонарушении в отношении ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России дал показания, аналогичные пояснениям Колеговой О.Ю. Дополнительно показал, что дело об административном правонарушении в отношении ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России было возбуждено на основании заявления С., которое было зарегистрировано. Имеется резолюция начальника ФСКН России по Томской области о возбуждении административного расследования. В рамках данного дела проверялись факты, изложенные в заявлении. Считает, что помещение комнаты хранения наркотических средств и психотропных веществ отделения анестезиологии и реанимации ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России (по плану БТИ помещение N12) должно охраняться полицией. По поводу ранее выданного заключения о соответствии Отделения анестезиологии и реанимации Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N1148 ничего пояснить не смог.
Заслушав явившихся участников, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.12.2012 подлежит изменению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 6.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде
Что касается нарушения п.8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р, прихожу к выводу об его исключении по следующим основаниям.
Так, согласно заключению серии ФСКН N003912 от 26.04.2012 помещение для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в госпитальных клиниках в отделении анестезиологии и реанимации на 1 этаже 2-х этажного здания (по плану БТИ помещение N12) соответствует 3-ей категории.
В силу договора N0111 на охрану, сопровождение материальных ценностей от 01.10.2012 ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России поручает, а ООО /__/ принимает на себя обязанности по обеспечению охраны и сопровождению при транспортировке наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России в установленном законом порядке.
Согласно п.1.1 договора N3409 об экстренном вызове наряда охраны в случае угрозы личной или имущественной безопасности от 01.10.2012 ООО /__/ принимает на себя обязательства по контролю за состоянием средств тревожной связи и незамедлительному направлению к объекту сотрудников группы быстрого реагирования по сигналу "Тревога", поступающему с объекта. В числе объектов указано в том числе помещение по адресу: /__/.
Из материалов дела следует, что ООО /__/ имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности /__/, выданную 01.03.2012 сроком до 09.09.2013.
На основании п. 1 ст.8 Федерального закона от 08.01.1998 N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" оборот наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р, содержит требование, согласно которому склады (комнаты) хранения наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, токсичных веществ и химических препаратов, в состав которых входят сильнодействующие, ядовитые и токсичные вещества, государственных органов и организаций подлежат обязательной охране полицией.
Однако, данное распоряжение правительства вступает в противоречие с п.10 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N1148.
Согласно п.4 данных Правил к 3-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения 5-дневного и (или) 3-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных, помещения юридических лиц, предназначенные для хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях, а также прекурсоров, используемых в научных, учебных и экспертных целях.
В соответствии с п.10 Правил охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, организацией, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, либо юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.
Таким образом, усматривается случай конкуренции положений актов нормативного и ненормативного характера.
В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона РФ от 17.12.1997 N2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
По смыслу данной нормы распоряжения Правительства РФ нормативным характером не обладают и в системе правовых актов Правительства РФ имеют меньшую юридическую силу.
Следовательно, распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р об утверждении Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией имеет меньшую юридическую силу, чем постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N1148 об утверждении Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Учитывая, что охрана помещения ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России по адресу: /__/ (комната /__/), относящегося к 3-ей категории, осуществляется ООО /__/, имеющим лицензию на осуществление частной охранной деятельности, является допустимой, нарушение п.8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р, подлежит исключению.
Что касается нарушения п.3. ст.10 Федерального Закона от 08.01.1998 N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и п.4 постановления Правительства РФ от 06.08.1998 N892 "Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", то данные нарушения нашли подтверждение.
В объяснениях от 30.11.2012 главный врач Клиник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России Ш. указал, что ему известны требования указанных выше положений, и что фактов допуска лиц к работе с наркотическими средствами, не имеющих заключения наркоконтроля, не было.
Однако это опровергается материалами дела.
Так, в соответствии с приказом N2110 от 15.12.2011 З. принята на работу в Клиники госпитальной хирургии Урологическое отделение в качестве медсестры палатной 2 ПКГ 3 КУ на 1 ставку.
25.04.2012 З. выдано заключение N43 об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
Согласно приказу N587 З. - медсестра процедурной допущена к работе в отделении анестезиологии-реанимации госпитальных клиник с наркотическими средствами и психотропными веществами с 07.04.2012.
На основании п.3. ст.10 Федерального Закона от 08.01.1998 N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, при наличии документов, в числе которых, заключение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 06.08.1998 N892 "Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"
Таким образом, З., будучи медицинской сестрой процедурной, осуществляла работу с наркотическими средствами и психотропными веществами в период с 07.04.2012 по 24.04.2012 без соответствующего заключения, что является нарушением.
Аналогичное нарушение имеется и в отношении работы медицинской сестры С.
Согласно приказу N240 от 21.02.2012 С. переведена в отделение анестезиологии-реанимации госпитальных клиник старшей медсестрой 2 ПКГ 5 КУ на 1 ставку.
В силу приказа N29 С. с 01.03.2012 разрешено ежемесячно оформлять доверенности на получение наркотических средств, психотропных веществ, спирта этилового их аптеки с указанием наименований и их количества.
В своих объяснениях, данных 26.11.2012, С. указала, что 01.03.2012 непосредственно приступила к работе с наркотическими средствами, не имея допуска к работе.
Однако, заключение N19 об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации ей было выдано лишь 23.03.2012.
Из этого следует, что в период с 01.03.2012 по 22.03.2012 старшая медсестра отделения анестезиологии-реанимации госпитальных клиник С. осуществляла работу с наркотическими средствами и психотропными веществами без соответствующего заключения, что также является нарушением.
В судебном заседании 24.12.2012 при рассмотрении жалобы на постановление свидетель Я., являющаяся начальником отдела кадров ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России, показала, что действительно допустили к работе сестер-анестезисток без допуска к работе с наркотическими средствами в связи с производственной необходимостью. Допуск к работе оформляется долгое время - больше месяца.
В доводах жалобы защитник ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России Лощинкин В.В. также указал, что допуск указанных медсестер был осуществлен в состоянии крайней необходимости, то есть они предотвращали вред более значительный, чем был причинен.
На основании ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Документы, подтверждающие, что ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России действовало в состоянии крайней необходимости и остро нуждалось в работе сестер-анестезисток, не представлено.
Довод защитника ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России Лощинкина В.В. о том, что при проведении проверки не соблюден порядок ее проведения, в связи с чем и принятие решения по результатам проверки не может быть признано законным и обоснованным, несостоятелен, так как проверка не проводилась, а все действия в отношении ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России были проведены в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.
Данное обстоятельство подтверждается заявлением С. от 12.11.2012, резолюцией начальника УФСКН России по Томской области от 14.11.2012, определением N2 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.11.2012, постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Указанные действия ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России правильно квалифицированы по ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Мера наказания ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России определена в минимальных пределах санкции ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.12.2012 подлежит изменению, путем исключения нарушения п.8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 27 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации изменить, исключив нарушение пункта 8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N1629-р.
В остальной части постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 27 декабря 2012 года оставить без изменения.
Жалобу защитника Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Лощинкина В. В. на указанное постановление оставить без удовлетворения.
Судья Томского
областного суда С.М. Антонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.