Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Гельфенштейна В.П.
при секретаре Макаршиной АА.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителей на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 ноября 2012 г. по заявлению Себина А.И., Вансовской Е.В., Самариной С.Д. об оспаривании действий Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Требования заявителей Себина А.И., Вансовской Е.В., Самариной С.Д. мотивированы тем, что им стало известно о направлении 14.05.2012 Правительством Республики Карелия в адрес ОАО "Росгипролес" материалов, обосновывающих образование национального парка, для проведения государственной экологической экспертизы. Однако летом 2011 г. в Сортавальском районе состоялись публичные слушания по вопросу создания национального парка "Ладожские шхеры", согласно которым население не поддержало проект создания данного парка. Осенью 2011 г. инициативной группой граждан было собрано около 10 000 подписей граждан, выступающих против создания национального парка. С. в ноябре 2011 г. принял решение не давать согласие на включение территории Сортавальского муниципального района в состав проектируемого национального парка "Ладожские шхеры", решение опубликовано в газете "Ладога-Сортавала" и направлено в М., П. Полагая, что указанные документы не были включены в состав материалов, подлежащих экологической экспертизе, заявители считали незаконными, нарушающими их права и охраняемые законом интересы действия Главы Республики Карелия и Правительства Республикой Карелии, выразившиеся в направлении материалов по созданию национального парка "Ладожские шхеры" на государственную экологическую экспертизу. Они просили признать данные действия незаконными и обязать Главу Республики Карелия и Правительство Республики Карелия принять решение об отзыве указанных документов с государственной экологической экспертизы.
В последующем заявители уточнили требования, просили признать незаконными действия Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, выразившиеся в нарушении законодательства при проведении в процессе создания национального парка согласования материалов, обосновывающих его образование, и отправлении не согласованных в установленном законом порядке материалов в М. для их дальнейшего направления на государственную экологическую экспертизу; обязать Главу Республики Карелия и Правительство Республики Карелии устранить допущенные нарушения.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
С таким решением суда не согласны заявители, в апелляционной жалобе просят его отменить, принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявления. Указывают, что заявленные требования направлены на защиту их интересов в связи с запланированным созданием на территории Сортавальского муниципального района национального парка "Ладожские шхеры". Обращение в суд мотивировано целью отозвать материалы, направленные для производства экологической экспертизы, для создания национального парка. Считают, что Глава Республики Карелия и Правительство Республики Карелия не имели оснований обращаться для проведения экологической экспертизы, окончательно не решив вопрос о правомерности создания данного парка, исходя из позиции жителей г. Сортавала. Суд в обоснование решения сослался лишь на нормы закона, регулирующие отношения в области природоохранной деятельности. Однако требования заявителей сводятся к тому, что до момента урегулирования вопроса с
местным населением и согласования с представительным органом власти, никакие материалы из Республики Карелия не должны быть направлены для дальнейшего производства экспертизы
в целях создания национального парка. Считают, что направление документов из
Республики Карелия однозначно свидетельствует о том, что Правительство Республики Карелия на всех этапах высказало позицию поддержки создания национального парка. Указывают, что суд не оказал заявителям содействия в сборе доказательств по делу, которые подтвердили бы их позицию по делу. Полагают, что суд односторонне рассмотрел заявленные требования, необоснованно пришёл к выводу о том, что Глава Республики Карелия и Правительство Республики Карелия не являются теми органами, которые осуществили направление материалов на государственную экологическую экспертизу, только потому, что по закону это является компетенцией федеральных органов.
В суде апелляционной инстанции представители Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия действующие по доверенностям Кипрухин И.В. и Терещук А.В. возражали по доводам жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Заявители, представитель ОАО "Росгипролес", в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Постановлением Правительства Республики Карелия N 144 от 16.03.1999 "О мерах по развитию туризма в Республике Карелия" была одобрена Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия", в рамках которой планировалось создание природного парка "Ладожские шхеры".
Распоряжением Правительства Республики Карелия N 483р-П от 31.12.2007 в целях подготовки проектных предложений по образованию национального парка "Ладожские шхеры" была образована рабочая группа.
Создание национального парка "Ладожские шхеры" было предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г., утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия N 1755-1V ЗС от 24.06.2010; Концепцией социально-экономического развития на период до 2015 г., одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия N 10р-П от 21.01.2011 и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия N 1995-1V ЗС от 24.02.2011.
Заявители Себин А.И., Вансовская Е.В. и Самарина С.Д. являются жителями Сортавальского муниципального района, они не согласны с включением территории г. Сортавала в состав создаваемого национального парка "Ладожские шхеры".
В соответствии со статьями 2 и 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 14 данного Закона национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу статей 10, 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" в целях обоснования придания территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы проводится государственная экологическая экспертиза федерального значения.
Постановлением Правительства РФ N 400 от 30.07.2004, которым утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, установлено, что указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе федеральный государственный экологический контроль, организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня (п. 5.5.12).
В соответствии со статьей 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям названного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе соответствующих документов, в том числе положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статьей 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом экологической экспертизы являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Как видно из материалов дела государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется М. По итогам конкурса, проведенного М. в 2009 г., исполнителем по разработке эколого-экономического обоснования для образования в Республике Карелия национального парка "Ладожские шхеры" и заказчиком государственной экологической экспертизы является ОАО "Российский проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов "Росгипролес".
Учитывая изложенное, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Глава Республики Карелия и Правительство Республики Карелия не являются органами, которые направляют материалы на государственную экологическую экспертизу.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что вопрос о создании парка "Ладожские шхеры" рассматривался в республике, начиная с 2007 г., о чем свидетельствуют указанные выше акты Правительства Республики Карелия и Законодательного Собрания Республики Карелия.
Создание национального парка "Ладожские шхеры" предусмотрено Концепцией развития системы особо охраняемых территорий федерального значения на период до 2020 г. и Планом развития мероприятий по реализации этой Концепции, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации N 2322-р от 22.12.2011.
Материалы эколого-экономического обоснования для образования национального парка "Ладожские шхеры" разрабатывало ОАО "Росгипролес", которое проводило необходимые согласования, сбор и подготовку материалов.
В силу Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 N 372, процедура создания национального парка предусматривает обязательное участие заинтересованной общественности, а также органов местного самоуправления в подготовке и обсуждении материалов комплексного экологического обследования.
Органом местного самоуправления совместно с ОАО "Росгипролес" 08.06.2011 проводилось общественное обсуждение жителями Сортавальского муниципального района в форме общественных слушаний по границам и функционально-режимной структуре планируемого национального парка "Ладожские шхеры", в ходе которого 603 чел. из 609 чел., участвовавших в слушаниях, проголосовали против создания национального парка на территории Сортавальского муниципального района.
30.11.2011 С. было принято решение об отказе в согласии включения территории Сортавальского муниципального района в границы национального парка "Ладожские шхеры".
Между тем, согласно представленной сводке ОАО "Росгипролес" подавляющее большинство конкретных предложений, высказанных в ходе этих слушаний, были учтены при корректировке материалов Эколого-экономического обоснования для образования национального парка.
Указанная сводка замечаний и предложений по проекту "Эколого-экономическое обоснование для образования национального парка "Ладожские шхеры", а также материалы данного обоснования, откорректированные в соответствии с решением общественных слушаний (Эколого-экономическое обоснование, схемы особо ценных природных участков и объектов, использования земель, проектируемых границ и функциональных зон) 08.12.2011 были направлены в адрес Г.
19.03.2012 ОАО "Росгипролес" направило в адрес Главы Республики Карелия для рассмотрения материалы, обосновывающие создание национального парка "Ладожские шхеры".
20.04.2012 в Э. состоялось заседание рабочей группы по подготовке проектных предложений по образованию национального парка "Ладожские шхеры", в состав которой в частности, входят Г ... На данном заседании представителям органов местного самоуправления, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Карелия были переданы на рассмотрение и согласование материалы обоснования создания национального парка "Ладожские шхеры", направленные ОАО "Росгипролес".
28.04.2012 Г. направил М. письмо, в котором указал о возможности создания национального парка. Высказаны пожелания о создании национального парка в границах лесного фонда в определенных кварталах и водного фонда в акватории Ладожского озера, исключив все территории, на которых на данный момент ведется хозяйственная деятельность. При этом, предложено сотрудничество с созданной в Сортавальском муниципальном районе инициативной группой граждан по созданию национального парка "Ладожские шхеры".
14.05.2012 П. полученные предложения по рассмотренным материалам направлены в адрес ОАО "Росгипролес" для дальнейшей работы.
Учитывая изложенные обстоятельства, указанные выше акты органов государственной власти Республики Карелия, не имеется правовых оснований для вывода о нарушении Главой Республики Карелия и Правительством Республики Карелия законодательства при проведении согласования материалов, обосновывающих образование национального парка "Ладожские шхеры".
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителей о том, что Главой Республики Карелия и Правительством Республики Карелия в нарушение законодательства при проведении согласования материалов, обосновывающих создание национального парка, не было учтено решение органа местного самоуправления, поскольку в материалах дела имеются сведения о письме Г. от 28.04.2012 в адрес П., также о его работе в составе указанной выше рабочей группы по подготовке проектных предложений по образованию национального парка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по вопросу планируемого национального парка не учтено мнение населения, также не могут быть учтены, поскольку как видно из представленных материалов протокол общественных слушаний, предложения и замечания, высказанные в ходе этих слушаний, имеются в составе материалов Эколого-экономического обоснования для образования национального парка, которые будут рассматриваться в ходе государственной экологической экспертизы. При этом судебная коллегия учитывает, что согласно письму М. от 14.02.2012, в адрес Самариной С.Д., с учетом поступивших замечаний и предложений в ходе общественных слушаний было решение создать национальный парк на менее освоенной в хозяйственном и рекреационном отношении территории и включить в его состав только земли лесного и водного фонда, находящиеся в федеральной собственности. Из первоначально предложенных границ парка были исключены остров Риеккалансари, остров Хавус и другие близлежащие к г. Сортавала территории, включающие значительное количество дачных, садоводческих хозяйств и рекреационных комплексов, в границы парка не вошли земельные участки поселений и частных собственников.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что рабочая группа по подготовке проектных предложений по образованию национального парка "Ладожские шхеры" подготовила и направила предложения по созданию национального парка не на государственную экологическую экспертизу, а разработчику и заказчику государственной экологической экспертизы федерального уровня. При этом, определение соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов обоснования создания парка на экспертизу требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе" и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области охраны окружающей среды и государственной экспертизы.
Не влияют на постановленное судебное решение доводы апелляционной жалобы о том, что судом по ходатайству заявителей не были запрошены документы делопроизводства рабочей группы, копии документов направленных в ОАО "Росгипролес", также не был допрошен в качестве свидетеля Д.
Как видно из материалов дела по ходатайству заявителей Сортавальским городским судом Республики Карелия 26.11.2012 был направлен запрос в ОАО "Росгипролес" и 30.11.2012 из указанного проектного института были получены: протокол общественных слушаний, сводка замечаний и предложений, письмо А. от 28.04.2012, сопроводительное письмо от 08.12.2011. Заявленное ходатайство о запросе материалов делопроизводства рабочей группой материалами дела не подтверждается.
Ходатайство заявителей о допросе свидетеля Д. судом было разрешено в соответствии со статьей 166 ГПК РФ, обоснованно оставлено без удовлетворения по мотивам, с которыми судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь положениями статей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 ноября 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.