Апелляционное определение Московского городского суда от 20 марта 2013 г. N 11-5114/13
Судья: Басыров И.И.
гр.д. 11-5114
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2013 года г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Кировой Т.В., Зельхарняевой А.И.,
при секретаре Надвидовой Л.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зельхарняевой А.И.,
дело по апелляционной жалобе ответчика Халилулина А.И. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от **** года,
установила:
Префектура СВАО г.Москвы обратилась в суд с иском к Халилулину А.И. об освобождении земельного участка металлического гаража N ***, установленного на земельном участке, по адресу: ****, ссылаясь на то, ответчик использует земельный участок без наличия для этого правовых оснований, в связи с чем истец просит суд обязать ответчика освободить земельный указанный участок от гаража в десятидневный срок.
Представитель истца Префектуры СВАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Ответчик Халилулин А.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, указав на необоснованность заявленных требований.
Решением Останкинского районного суда г.Москвы *** года постановлено:
" Иск Префектуры СВАО г. Москвы удовлетворить.
Обязать Халилулина А.И. демонтировать, принадлежащий ему металлический гараж N ****, установленный на территории земельного участка по адресу: **** и освободить земельный участок по адресу: *** в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда Халилулиным А.И. в установленный срок, предоставить Префектуре СВАО г.Москвы право демонтировать металлический гараж самостоятельно или с привлечением третьих лиц, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов".
Об отмене указанного решения просит ответчик Халилулин А.И. в апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Ответчик Халилулин А.И. в судебное заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, постановить новое решение, которым Префектуре СВАО г. Москвы в иске отказать.
Представитель истца Префектуры СВАО г.Москвы по доверенности **** в судебное заседание судебной коллегии явился, с решением суда согласился. Доводы апелляционной жалобы не признал.
Представители третьих лиц - РОО МГСА, Департамента земельных ресурсов г.Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика Халилулина А.И., представителя истца представителя истца Префектуры СВАО г.Москвы -***., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы "О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами" от 8 июля 2003 года запрещено размещение металлических тентов на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских площадках, спортивных дворовых площадках и землях над трассами магистральных инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций специального назначения, в охранных зонах вентиляционных шахт, а также во внутри дворовых проездах и в гостевых "карманах", на озелененных территориях, территориях, подлежащих озеленению, согласно проектам застройки микрорайонов и в охранных зонах памятников истории и культуры.
В силу положений п. п. 1.10, 1.16 Положения о Префектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префектура в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа города Москвы; в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа.
В соответствии с п. 2.2.10 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по демонтажу (сносу) некапитальных объектов.
Ст. 264 ГК РФ установлено, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10,11 ЗК РФ.
Согласно ст. 60 ЗК нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу п. 7 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со ст. 76 пп. 2, 3 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в *** г. в соответствии с распоряжением префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы N *** от *** г. "Об установлении права пользования земельными участками в МО "***" под дальнейшую эксплуатацию временных автостоянок" Московскому городскому союзу автомобилистов (МГСА) был выделен земельный участок площадью **** га по адресу: *** для использования территории под крытую автостоянку "***" на *** машиномест для хранения личного автотранспорта жителей округа.
В соответствии с данным распоряжением между Московским земельным комитетом и Московским городским союзом автолюбителей (МГСА) в *** г. был заключен договор от *** г. N *** краткосрочной аренды земельного участка площадью *** га для эксплуатации территории под крытую автостоянку "***" на *** машиномест.
В связи с окончанием срока действия договора аренды от *** г. N **** и на оснований дополнительного соглашения от *** г. обеими сторонами данный договор был расторгнут (приложение N2). Затем между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (ДЗР) и Региональной общественной организацией МГСА в соответствии с распоряжением префекта СВАО от*** г. N *** заключен новый договор аренды N *** от *** г. на земельный участок площадью ***га, с автостоянкой "***" на *** машиномест.
В связи со строительством гаража-стоянки по программе "Народный гараж" по адресу: *** и окончанием срока действия договора аренды с автостоянкой территориальное управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы по СВАО в одностороннем порядке *** г. расторг данный договор аренды.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от *** г. N***-ПП " О городской целевой программе строительства гаражей - стоянок в городе Москве на период *** гг." и распоряжением префекта СВАО от **** г. N *** (приложение 5) на земельном участке по адресу: *** в *** г. будет строиться гараж- стоянка по программе "Народный гараж". Согласно п. 1 и 2 раздела VII "Положения о размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства", утвержденного постановлением Правительства Москвы от *** г. N ***-ПП, гаражный объект по окончанию срока его эксплуатации, установленного договором аренды земельного участка, подлежит демонтажу (сносу) либо переносу на другой арендуемый земельный участок. Демонтаж (снос) объекта производится силами владельца объекта в течение недели по окончанию срока аренды земельного участка.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от *** г. N ***-ПП ГУП "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г.Москвы" **** г. заключила договор аренды земельного участка N *** по адресу: *** для проектирования и строительства гаража-стоянки на *** м/м.
В соответствии с п.1.1 приложения N1 к постановлению Правительства
Москвы от *** г. N ***-ПП "О полномочиях территориальных органов
исполнительной власти города Москвы" префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы.
Согласно п.2.2.10 Положения о префектуре г.Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от *** г. N ***-ПП, префектура наделена полномочиями принимать меры по сносу объектов, размещенных с нарушениями правовых актов г. Москвы.
В рамках предоставленных префектурой СВАО полномочий управа района направила ответчику письменное уведомление от *** г. N*** о необходимости освободить территорию земельного участка от металлического гаража N ***. Уведомление не было получено ответчиком и по состоянию на *** г. не выполнено.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В силу положения ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. П. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно положений п.2, п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования; при этом приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве, производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.
В соответствии с п. 1.10, 1.16 Положением "О Префектуре административного округа", утвержденного постановлением Правительства Москвы от *** г. N ***-ПП, префектура в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа г. Москвы, в установленном законом порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативно правовых актов РФ, законов и иных правовых актов г. Москвы на территории административного округа.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Таким образом, гараж N 44, расположен на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 без правовых оснований. Разрешительной документации на право занятия земельного участка ответчиком суду не представлено.
Поскольку земельные отношения в установленном порядке не оформлены, законных оснований пользоваться занимаемым земельным участком у ответчика не имеется, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что договор аренды земельного участка по адресу: ***, от **** года прекратил свое действие в связи с отказом от него арендодателя в порядке статьи 610 ГК РФ. Арендатором земельного участка с адресным ориентиром: ****, в состав которого входит спорный земельный участок, является иное юридическое лицо.
У ответчика законные основания для использования земельного участка с приведенными выше адресными ориентирами отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок занят ответчиком на основании договора или ином законном основании, не представлено.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории города Москвы" при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподтверждающих документов, Префектура и Департамент земельных ресурсов города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые меры для освобождения территории.
Возлагая обязанность по освобождению земельного участка от гаража на ответчика, суд учел Правила пользования автостоянками и гаражами, Положение о местной организации, утвержденные правлением РОО МГСА, Устав РОО МГСА, в соответствии с которым имущество автостоянки, образованное путем внесения ее членами денежных и имущественных вкладов, полученное в результате их совместной деятельности, а также полученное от юридических или физических лиц, находится в их общем совместном владении, возведение гаражей осуществляется за счет средств граждан, гаражи находятся во владении и пользовании последних. МГСА и местные отделения не отвечают по обязательствам членов автостоянки.
Поскольку осуществление работ по освобождению гаража требует временных затрат, применительно к правилам ст.204 ГПК РФ, суд правильно определил срок, до истечения которого ответчик обязан освободить земельный участок от принадлежащего ему имущества - 14 календарных дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, - после чего при неисполнении ответчиком решения суда в добровольном порядке, предоставить истцу право произвести работы по демонтажу гаража.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что вывод суда о прекращении действия договора аренды земельного участка, заключенного между РОО МГСА и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы не соответствует обстоятельствам дела, является несостоятельным.
Договор аренды земельного участка по адресу: ****, от **** года прекратил свое действие в связи с отказом от него арендодателя в порядке статьи 610 ГК РФ.
Довод жалобы о том, что Постановление Правительства г. Москвы от *** г. N ****-ПП является правомочным только на период, определенный в нем, то есть до конца *** года, не может быть принят во внимание, поскольку земельный участок по вышеуказанному адресу, входит в программу "Народный гараж", что подтверждается представленными доказательствами, согласно которым на основании распорядительных актов, которые в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от *** года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.