Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Стальмахович О.Н.,
судей
Полозовой А.А., Четыриной М.В.,
при секретаре
Булатовой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Холод Н.Я. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Холод Татьяны Яковлевны о возложении на администрацию Елизовского муниципального района обязанности выплатить доплату до среднего заработка с 1 ноября 2011 года до 1 ноября 2012 года, взыскать с администрации ЕМР в пользу Холод Т.Я. доплату в течение 1 года с момента расторжения трудового договора в размере 990 787 рублей 79 копеек, морального вреда в сумме 1 000 рублей отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения представителя Холод Т.Я. - Гебень Г.М., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Холод Т.Я. обратилась с иском к администрации Елизовкого муниципального района (далее - администрация ЕМР), в котором с учетом уточнений просила суд обязать администрацию ЕМР выплатить ей доплату до среднего заработка с 1 ноября 2011 года до 1 ноября 2012 года, взыскать с администрации ЕМР доплату в течение одного года с момента расторжения трудового договора в размере 990 787 рублей 79 копеек, моральный вред в размере 1 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что с 14 января 2009 года работала в администрации ЕМР в должности заместителя главы администрации по экономическим вопросам и финансам. С ней был заключен трудовой договор, в соответствии с которым в случае расторжения договора по основаниям, не связанным с виновными действиями, за ней сохраняется средний заработок в течение одного года с момента расторжения либо до трудоустройства на новое место работы ей производится доплата до среднего заработка в течение одного года с момента расторжения указанного договора. С 1 ноября 2011 года она уволена в связи с сокращением штата администрации, 1 декабря 2011 года устроилась на новое место работы и назначена на должность
начальника Управления экономики Петропавловск-Камчатского городского округа. До апреля 2012 года истцу частично произведена доплата по условиям трудового договора, с апреля 2012 года доплаты до среднего заработка приостановлены.
В судебном заседании истец Холод Т.Я. не участвовала, ее представитель Гебень поддержала уточненные исковые требования.
Ответчик администрация Елизовского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе Холод Т.Я. по причине нарушения норм материального и процессуального права просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает на то, что в соответствии с законом Камчатского края от 29 марта 2012 года N 35 "О внесении изменений в Закон Камчатского края "О муниципальной службе в Камчатском крае" статья 21 признана утратившей силу в отношении правоотношений, возникших с 21 декабря 2011 года, в связи с чем, закон не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие. Обращает внимание, что нормы Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", регулирующие порядок увольнения муниципального служащего в связи с сокращением штата работников, не ограничивают получение дополнительных гарантий, не предусмотренных и прямо не прописанных в указанном законе. Полагает, что выводы суда, изложенные в оспариваемом решении, не соответствуют положениям Трудового кодекса РФ.
В своих возражениях администрация Елизовского муниципального района полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Выслушав
представителя Холод Т.Я. - Гебень Г.М., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статьей 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальным служащим. При этом в соответствии с пунктом 3 указанной статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального
образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 3 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" правовое регулирование муниципальной службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Камчатского края, настоящим Законом, иными законами Камчатского края и иными нормативными правовыми актами Камчатского края, уставами муниципальных образований в Камчатском крае, решениями, принятыми на сходах граждан и иными муниципальными правовыми актами. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Решением Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4 части 1 статьи 20 и статья 21 Закона Камчатского края N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае", поскольку данные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии муниципальным служащим в виде назначения денежного содержания, были приняты субъектом Российской Федерации - Камчатским краем с превышением полномочий, и противоречат Закону N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Указанное решение Камчатского краевого суда вступило в законную силу 21 декабря 2011 года.
Таким образом, с момента вступления указанного решения Камчатского краевого суда в законную силу - 21 декабря 2011 года, положения пункта 4 части 1 статьи 20 и статья 21 Закона Камчатского края N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" о праве муниципального служащего на сохранение денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания, не подлежат применению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 января 2009 года между Холод Т.Я. и администрацией Елизовского муниципального района был заключен трудовой договор N 142, согласно которому муниципальный служащий обязуется исполнять свои трудовые обязанности по должности заместителя главы администрации Елизовского
муниципального района по экономическим вопросам и финансам, а работодатель обязуется обеспечить необходимые условия для работы и предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации, Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в камчатском крае", Положением о муниципальной службе в Елизовском муниципальном районе и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.
В соответствии с пунктом 4.7 указанного трудового договора, в случае расторжения трудового договора по основаниям, не связанным с виновными действиями, за истцом сохраняется средний заработок в течение одного года с момента его расторжения.
Распоряжением главы Елизовского муниципального района N 124-л от 1 ноября 2011 года Холод Т.Я. уволена с должности заместителя Главы администрации Елизовского муниципального района по экономическим вопросам и финансам с 1 ноября 2011 года в связи с сокращением штатов.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 478-к от 1 декабря 2011 года Холод Т.Я. назначена на должность муниципальной службы начальника Управления экономики Петропавловск-Камчатского городского округа.
Распоряжением администрации Елизовского муниципального района Камчатского края N 02-к от 3 февраля 2012 года Холод Т.Я. предписывалось производить выплату сохраняемого денежного содержания по должности заместителя главы администрации Елизовского муниципального района по экономическим вопросам и финансам в размере, определяемом на день увольнения с муниципальной службы, до размера денежного содержания по должности заместителя Главы администрации Елизовского муниципального района по экономическим вопросам и финансам.
Данное денежное содержание было выплачено Холод Т.Я. за период с 1 декабря по 31 декабря 2011 года, затем выплаты были приостановлены в связи с вступлением в законную силу решения Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года о признании частично недействующим закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае".
На основании анализа норм действующего законодательства, установив, что Холод Т.Я. являлась муниципальным служащим, а вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим регулируются Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", Трудовым кодексом РФ, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной службы в виде сохранения денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания при расторжении трудового договора с муниципальным служащим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования Холод Т.Я. по указанным в иске основаниям удовлетворению не подлежат, и правомерно отказал в их удовлетворении.
Ссылка Холод Т.Я. на то, что право на сохранение денежного содержания возникло у нее из трудовых правоотношений, на основании действующих на момент увольнения нормативных правовых актов, а также в соответствии с условиями трудового договора, основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, поскольку установление муниципальным служащим гарантий после их увольнения со службы в виде сохранения денежного содержания до трудоустройства на новую работу либо получения доплаты до уровня прежнего денежного содержания в течение года со дня увольнения с муниципальной службы, трудовое законодательство не предусматривает, условия о сохранении денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания при расторжении трудового договора, Уставом Елизовского муниципального района не предусмотрено.
Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, установлены главой 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федеральному закону от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, установлены главой 6 закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае".
В соответствии со статьей 19 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" дополнительные гарантии муниципальным служащим устанавливаются настоящим Законом и уставом муниципального образования.
Социальные гарантии должностных лиц органов местного самоуправления Елизовского районного муниципального образования предусмотрены статьей 58 Устава Елизовского районного муниципального образования.
Из системного анализа указанных выше положений действующего законодательства следует, что в Уставе Елизовского районного муниципального образования, в законе Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае", ни в Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", не содержится норм, предусматривающих дополнительные гарантии при увольнении муниципальных служащих, в виде получения доплаты до уровня прежнего денежного содержания, о чем обоснованно сделан вывод судом первой инстанции, и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о действии законов во времени и о том, что закон или иной правой акт, содержащий нормы гражданского права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие, также не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку установленная муниципальным служащим гарантия была осуществлена субъектом Российской Федерации с превышением предоставленных ему полномочий.
В связи с этим, судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что пункт 4 статьи 20, статья 21 Закона Камчатского края N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" не подлежат применению независимо от периода вступления в законную силу решения Камчатского краевого суда.
Ссылка Холод Т.Я. в апелляционной жалобе на общие положения Трудового кодекса РФ не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку данные правоотношения регулируются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе (статья 11 Трудового кодекса РФ).
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.