Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Стальмахович О.Н.,
судей
Полозовой А.А., Четыриной М.В.,
при секретаре
Булатовой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Шмыковой Н.Н. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 ноября 2012 года, которым постановлено:
Шмыковой Наталье Николаевне в иске к администрации Елизовского муниципального района, главе администрации Елизовского муниципального района, Управлению здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение о признании права на сохранение денежного содержания по должности начальника Управления здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципального казенного учреждения (высшая группа должностей муниципальной службы) в размере, определяемом на день увольнения с муниципальной службы, с учетом индексации до устройства на новое место работы с 6 декабря 2011 года до 5 декабря 2012 года; возложении обязанности исполнить распоряжение главы администрации Елизовского муниципального района N 135-л от 5 декабря 2011 года, выделить финансирование для погашения задолженности по выплате денежного содержания и продолжить выплату денежного содержания; взыскании задолженности денежного содержания за период с марта по октябрь 2012 года включительно в размере 915989 рублей 36 копеек и продолжении выплаты денежного содержания до 5 декабря 2012 года, - отказать.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения Шмыковой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шмыкова Н.Н. с учетом неоднократно уточненных требований обратилась с иском к администрации Елизовского муниципального района, главе администрации Елизовского муниципального района, Управлению здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение о признании за ней права на сохранение денежного содержания по должности начальника Управления (высшая группа должностей муниципальной службы) в размере, определяемом на день ее увольнения с муниципальной службы, с учетом индексации до устройства на новое место работы с 6 декабря 2011 года до 5 декабря 2012 года; об обязании главы администрации ЕМР исполнить свое распоряжение N 135-л от 5 декабря 2011 года "Об увольнении Шмыковой Н.Н." в части выплаты денежного содержания; об обязании администрации ЕМР выполнить свои обязательства в части выделения финансирования Управлению для погашения задолженности по выплате ей денежного содержания в размере, определяемом на день увольнения с муниципальной службы, во исполнение распоряжения главы администрации ЕМР от 5 декабря 2011 года N 135-л; о взыскании с Управления здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района задолженности по выплате ей денежного содержания за период с марта 2012 года по октябрь 2012 года и далее до вступления решения суда в законную силу и обязании продолжить выплату денежного содержания до 5 декабря 2012 года.
В обоснование заявленных требований указала, что с 14 февраля по 5 декабря 2011 года состояла в трудовых отношениях с администрацией ЕМР на основании трудового договора N 142 от 14 февраля 2011 года и распоряжения главы администрации ЕМР от 11 февраля 2011 года N 14-л в должности начальника Управления здравоохранения и социальной защиты населения (высшая группа должностей муниципальной службы). В соответствии с постановлением Администрации ЕМР N 05-к от 5 декабря 2011 года трудовой договор с ней был прекращен по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 ТК РФ. Распоряжением главы администрации ЕМР от 5 декабря 2011 года N 135-л за ней закреплялось право на получение сохраняемого денежного содержания по должности начальника Управления в размере, определяемом на день увольнения с муниципальной службы, с учетом индексации до устройства на новое место работы до 5 декабря 2012 года, аналогичная гарантия содержалась в трудовом договоре N 142 от 14 февраля 2011 года. Размер ежемесячного содержания составил 114498 рублей 67 копеек, содержание выплачивалось ответчиком до 5 марта 2012 года включительно, после чего в выплате содержания было отказано.
В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе Шмыкова Н.Н. по причине нарушения норм материального и процессуального права просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает на то, что закон или иной правой акт, содержащий нормы гражданского права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие, тогда как судом иначе истолкованы выводы Камчатского краевого суда и переоценено вступившее в законную силу решение, а также дана неверная оценка правоотношениям сторон. Уточняет, что в марте 2012 года выплата денежного содержания была приостановлена, распоряжение N 135-л от 5 декабря 2011 года до настоящего времени никем не отменено.
В своих возражениях Управление здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав Шмыкову Н.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статьей 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальным служащим. При этом в соответствии с пунктом 3 указанной статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 3 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" правовое регулирование муниципальной службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Камчатского края, настоящим Законом, иными законами Камчатского края и иными нормативными правовыми актами Камчатского края, уставами муниципальных образований в Камчатском крае, решениями, принятыми на сходах граждан и иными муниципальными правовыми актами. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ.
В соответствии с абзацем 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Решением Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4 части 1 статьи 20 и статья 21 Закона Камчатского края N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае", поскольку данные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии муниципальным служащим в виде назначения денежного содержания, были приняты субъектом Российской Федерации с превышением полномочий, и противоречат Закону N 25-ФЗ. Указанное решение Камчатского краевого суда вступило в законную силу 21 декабря 2011 года.
Таким образом, с момента вступления решения Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года в законную силу - 21 декабря 2011 года, положения пункта 4 части 1 статьи 20 и статьи 21 Закона Камчатского края N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" о праве муниципального служащего на сохранение денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания, не подлежат применению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 февраля 2011 года между Шмыковой Н.Н. и администрацией Елизовского муниципального района был заключен трудовой договор N 142, согласно которому муниципальный служащий обязуется исполнять свои трудовые обязанности по должности начальника Управления здравоохранения и социальной защиты населения, а работодатель обязуется обеспечить необходимые условия для работы и предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации, Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае", Положением о муниципальной службе в Елизовском муниципальном районе и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.
В соответствии с пунктом 4.9 трудового договора N 142 от 14 февраля 2011 года, в случае расторжения трудового договора (за исключением увольнения за виновные действия) в течение одного года со дня увольнения с муниципальной службы сохраняется денежное содержание.
Постановлением главы администрации Елизовского муниципального района N 05-к от 5 декабря 2011 года на основании пункта 2 статьи 278 ТК РФ трудовой договор с истцом был прекращен, распоряжением от 5 декабря 2011 года N 135-л Шмыкова Н.Н. была уволена с должности начальника Управления с 5 декабря 2011 года в связи с принятием решения о прекращении с ней трудового договора; данным распоряжением предписывалось производить истцу выплату сохраняемого денежного содержания по должности начальника Управления в размере, определяемом на день увольнения с муниципальной службы, с учетом индексации до устройства на новое место работы до 5 декабря 2012 года, размер которого составил 114498 рублей 67 копеек.
Данное денежное содержание выплачивалось истцу по 5 марта 2012 года включительно, выплаты были приостановлены в связи с вступлением в законную силу решения Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года о признании частично недействующим Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае".
На основании анализа норм действующего законодательства, установив, что Шмыкова Н.Н. являлась муниципальным служащим, а вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим регулируются Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной службы в виде сохранения денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания при расторжении трудового договора с муниципальным служащим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования Шмыковой Н.Н. по указанным в иске основаниям удовлетворению не подлежат, и правомерно отказал в их удовлетворении.
Ссылка Шмыковой Н.Н. на то, что право на сохранение денежного содержания возникло у нее из трудовых правоотношений, на основании действующих на момент увольнения нормативных правовых актов, а также в соответствии с условиями трудового договора, основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, поскольку установление муниципальным служащим гарантий после их увольнения со службы в виде сохранения денежного содержания до трудоустройства на новую работу либо получения доплаты до уровня прежнего денежного содержания в течение года со дня увольнения с муниципальной службы, трудовое законодательство не предусматривает, условия о сохранении денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания при расторжении трудового договора, Уставом Елизовского муниципального района не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом принципа действии законов во времени и о том, что закон или иной правой акт, содержащий нормы гражданского права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие, также не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку установленная муниципальным служащим гарантия была осуществлена субъектом Российской Федерации - Камчатским краем с превышением предоставленных ему полномочий.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.