Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Жуленко Н.Л.,
судей: Фатьяновой И.П., Чёрной Е.А.,
при секретаре: Филиппове А.Н.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л. дело по апелляционной жалобе Ольшанской В.М. на решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 января 2013 года
по иску заявлению Ольшанской Виктории Михайловны об обжаловании отказа МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" в межевании земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Ольшанская В.М. обратилась в суд с заявлением об обжаловании отказа МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" в межевании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Требования мотивирует тем, что является собственницей жилого дома, общей площадью 47,20 кв.м., жилой площадью 38,8 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 525 кв.м., на основании договора купли-продажи от 22.07.1996 года. Для заключения договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", она обратилась с заявлением в МБУ "КАиГ", однако, получила отказ N 1805 от 07.11.2012 года в проведении межевания границ земельного участка в связи с тем, что площадь земельного участка, на котором расположен заброшенный дом, составляет 300 кв.м., т.е. менее разрешенного использования зоны "данные изъяты" кв.м. Утверждает, что площадь земельного участка должна составлять 525 кв.м., и что уменьшение его площади стало возможным в связи с самовольным изменением межевой границы между земельным участком, на котором расположен принадлежащий ей дом, и земельным участком, расположенном по адресу: "адрес", арендатором которого является Терентьев А.Р.
Просит признать отказ МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" N 1805 от 07.11.2012 года в межевании земельного участка, расположенного по адресу: г, Прокопьевск, "адрес", незаконным и необоснованным, обязать МБУ "КАиГ т. Прокопьевска" провести межевание по старым границам земельных участков по "адрес" (владелец домовладения Ольшанская В.М.) и по "адрес" (владелец домовладения Терентьев А.Р.).
Представитель МБУ "КАиГ" Фаустова И.И. считает, что заявление Ольшанской В.М. удовлетворению не подлежит.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 января 2013 года постановлено:
Отказать Ольшанской Виктории Михайловне в удовлетворении требований о признании незаконным и необоснованным отказа МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" в межевании земельного участка по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе Ольшанская О.Н. просит решение суда отменить. Указывает, что согласно договору купли-продажи от 22.07.1996г. она является собственником жилого дома, общей площадью 47,20 кв.м., жилой площадью 38,80 кв.м., который расположен на земельным участке площадью 525 кв.м. по адресу: "адрес". В связи с чем она обратилась в МБУ "КАиГ" заявлением о проведении межевания границ земельного участка для оформления договора аренды, а также для восстановления границ земельного участка.
Вывод суда о том, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", составляет 300 кв.м., ширина по его фасаду составляет 13 м, что не соответствует требованиям действующего законодательства (ст. 39.3 Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска, утвержденных Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.02.2009 года N 295), не соответствует действительным обстоятельствам.
В договоре купли-продажи дома от 22.07.1996г, площадь земельного указана в количестве 525 кв.м., что подтверждается справкой ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" филиал N 15 БТИ г. Прокопьевска от 13.11.2012 года. Согласно плану земельного участка, приложенному к справке БТИ от 13.11.2012 года, ширина земельного участка по фасаду составляет 15 метров. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 30.10.2005 года под кадастровым номером 42:32:0102005:2449. Со статусом - раннее учтенный. Площадь объекта составляет 525 кв.м. Кадастровая стоимость "данные изъяты" Согласно представленной МБУ "КАиГ" г. Прокопьевска в суд выкопировке, границы земельного участка обозначены.
В отказе МБУ "КАиГ", изложенном в письме N 1805 от 07.11.2012 г., указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне усадебной жилой застройки (Ж-1). К основным видам использования зоны Ж-1 относятся отдельно стоящие усадебные односемейные дома с участками площадью "данные изъяты". Ширина по фасаду земельного в участка должна быть не менее 20 метров. Следовательно, земельный участок по "адрес" не соответствует установленным параметрам земельного участка индивидуальным жилым домом.
Однако соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно в необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкции) либо строительства новых объектов.
Правила землепользования и застройки территории г. Прокопьевска, были утверждены 10.12.2009г. и не могут применяться к ранее возникшим отношениям.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, договор на выполнение кадастровых работ (межевание земельного участка) является публичным договором. Отказ от заключения публичного договора не допускается (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что фактически МБУ "КАиГ" начало работы по межеванию, однако отказало Ольшанской В.М. в составлении межевого плана.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заявителя Ольшанскую В.М. и ее представителя Фоменко О.М., действующую на основании доверенности от 04.03.2013 года сроком на 3 года, поддержавших доводы жалобы и просивших отменить решение суда, проверив в соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ольшанской В.М. на основании договора купли-продажи дома от 22.07.1996 года принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", который расположен на земельном участке, площадью 525 кв.м., что также подтверждается справкой ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" филиал N 15 БТИ г. Прокопьевска N 6741 от 13.11.2012 года.
МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" были проведены подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценка состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); и полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков. Следовательно, фактически МБУ "КАиГ" начало работы по межеванию, однако отказало Ольшанской В.М. в составлении межевого плана.
Согласно отказу МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" N 1805 от 07.11.2012 года в межевании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", 04.10.2012 года специалистами геодезического отдела МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", в результате которого было установлено, что на земельном участке расположен заброшенный деревянный дом, залиты фундаменты, собственники которых неизвестны, участок огорожен частично, четкое прохождение межи не установлено. При этом ширина по фасаду земельного участка составляет около 13 м, площадь земельного участка, на котором расположен заброшенный жилой дом - около 300 кв.м. Указано, что земельный участок не соответствует установленным параметрам земельного участка под индивидуальным жилым домом. Сделан вывод об отсутствии правовых оснований для подготовки межевого плана данного земельного участка.
Отказывая Ольшанской В.М. в удовлетворении требований о признании незаконным и необоснованным отказа МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" в межевании земельного участка по адресу: "адрес", суд первой инстанции указал на то, что у Ольшанской В.М. отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, а также отсутствуют сведения, определившие местоположение границ земельного участка при его образовании, границы земельного участка, позволяющие определить местоположение земельного участка, не были сохранены Ольшанской В.М., в связи с чем определить местоположение границ земельного участка не представляется возможным.
Кроме того, суд, руководствуясь ст. 39.3 Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска, утвержденных Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 года N 295, указал на то, что площадь земельного участка, находящегося по адресу "адрес" составляет менее 600 кв.м., что не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия находит выводы суда не обоснованными, постановленными на неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Объектами земельных отношений выступают земельные участки, которые должны быть сформированы в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, в результате которого они обретают индивидуальные характеристики, отделяющие их от других земельных участков. Кадастровые отношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулируются Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в силу ст. 7 которого описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Пунктом 2 части 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Из содержания ст. 37 данного Федерального закона следует, что в результате кадастровых работ уполномоченное на осуществление кадастровой деятельности лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
В соответствии со ст. 38 данного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно п. 7 приведенной статьи местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
По правилам статьи 39 названного Закона согласование местоположения границ требуется исключительно с лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.
Согласно статье 40 указанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Споры, не урегулированные в результате согласования границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
Исходя из анализа вышеуказанных норм права, обстоятельства, на которые было указано МБУ "КАиГ г. Прокопьевска", не являются основаниями для отказа в межевании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Отказ в проведении межевания земельного участка не предусмотрен указанными нормами, а также Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, на которую ссылается суд первой инстанции.
Согласно п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков (п.п. 1.2, 1.3 Инструкции).
Согласно п. 1. 4 Инструкции межевание земель выполняют проектно - изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
Согласно п. 16.1 Инструкции по завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело.
Результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке (п. 15 Инструкции).
Таким образом, указанной Инструкцией также не предусмотрена возможность отказа производителя работ от дальнейшего межевания земельного участка.
Согласно ст. 36 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона (в том числе, межевой план - ст. 37 Закона), а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы. Данный договор является публичным договором.
Ссылка МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" на отсутствие правовых оснований для подготовки межевого плана земельного участка по ул "адрес" в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" несостоятельна, поскольку указанные нормативные акты не содержат таковых оснований.
Также необоснованно ссылается МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" на Правила землепользования и застройки территории "адрес", утвержденные Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 года N 295, в части несоответствия параметров земельного участка по "адрес", установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Несоответствие размера земельного участка установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков может являться основанием для отказа органа кадастрового учета в постановке на учет земельного участка (ст. 27 ч. 3 п. 2 Федерального закона N 221-ФЗ). Однако такое несоответствие может быть установлено только на основании предоставленных в орган кадастрового учета документов, в том числе, и межевого плана (ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кроме того, Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска, утвержденные Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 года N 295, предусматривают возможность землеустройства земельных участков, не соответствующих предельным размерам (максимальным и минимальным). При этом землеустройство таких земельных участков может проводиться в сторону уменьшения такого несоответствия. Правообладатели земельных участков, размеры которых не соответствуют градостроительным регламентам (максимальным и минимальным размерам), могут обратиться в Администрацию города с заявлением о приведении площади земельного участка в соответствие с предельными размерами, соответствующими градостроительным регламентам (п. 4 ст. 19 Правил).
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что отказ МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" в межевании земельного участка по "адрес", не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Ольшанской В.М.
В связи с этим коллегия полагает необходимым отменить судебное решение от 15.01.2013 года, принять по делу новое решение, которым требования Ольшанской В.М. в части признания отказа МБУ "КАиГ г. Прокопьевска" N 1805 от 07.11.2012 года в межевании земельного участка, расположенного по адресу: г, Прокопьевск, "адрес", незаконным и необоснованным, обязании МБУ "КАиГ т. Прокопьевска" провести межевание земельного участка по "адрес", удовлетворить.
Требования в части проведения межевания по старым границам земельного участка по "адрес", удовлетворению не подлежат, поскольку владельцем смежного участка Терентьевым А.Р. такие требования не заявлялись.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Ольшанской Виктории Михайловны об обжаловании отказа МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" в межевании земельного участка, удовлетворить частично.
Признать отказ МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" N 1805 от 07.11.2012 года в межевании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", незаконным и необоснованным.
Обязать МБУ "Комитет по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевска" провести межевание земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Председательствующий Жуленко Н.Л.
Судьи Фатьянова И.П.
Чёрная Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.