Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ивановой О.А., Лукоянова А.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шуварина С.Ю. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 октября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Шуварина С.Ю. к Администрации г. Костромы о признании постановления незаконным и включении в списки получателей сертификата отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя Шуварина С.Ю. по доверенности Яблоковой Я.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Костромы по доверенности Коруховой А.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шуварин С.Ю. обратился в суд с иском к Управлению ЖКХ и капитального строительства администрации г. Костромы о признании незаконным и отмене решения Управления ЖКХ и капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ N N, вынесенного в отношении Шуварина С.Ю., обязать ответчика признать Шуварина С.Ю. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Свои требования мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ он предоставил ответчику документы, установленные Постановлением правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 и необходимые для получения государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено решение N N об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, основанием для отказа послужило наличие собственности у члена семьи. С данным отказом Шуварин С.Ю. не согласен, поскольку такого основания для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата постановление Правительства РФ не содержит. Кроме того, отчуждение имущества несовершеннолетнего ребенка приведет к нарушению его прав и законных интересов.
В ходе рассмотрения дела представитель Шуварина С.Ю. на основании доверенности Коротких В.И. исковые требования и круг ответчиков неоднократно уточняла, окончательно исковые требования предъявила к Администрации г. Костромы, просила признать незаконным и отменить постановление администрации г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N от снятии Шуварина С.Ю. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию г.Костромы включить его в сводные списки получателей сертификатов. При этом было указано, что Шуварин С.Ю. состоял на учет нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении его заявления о продлении договора специализированного найма проверялись жилищные условия Шуварина С.Ю., в результате договор найма был продлен, что указывает на то, что уполномоченным органом он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, хотя на момент вынесения данного решения у его сына уже имелись в собственности дом и земельный участок. Согласно п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов участник подпрограммы должен представить определенный пакет документов. Сертификат не выдается в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п.44 Правил, а также выявления недостоверности сведений. Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляющий вручение сертификатов лишь проверяет полноту представленных документов и достоверность представленных сведений, факт нуждаемости гражданина - участника подпрограммы в улучшении жилищных условий в данном случае не рассматривается. Кроме того, наличие собственности у члена семьи не является основанием для отказа в выдаче сертификата, поскольку такого основания постановление правительства не содержит. Наличие собственности у члена семьи не свидетельствует о факте проживания Шуварина С.Ю. с его несовершеннолетним сыном в нем. Отчуждение имущества его несовершеннолетнего ребенка привело бы к нарушению его прав и законных интересов. Основанием к отказу в выдаче жилищного сертификата является непринятие участником подпрограммы и членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения. Считает, что в выдаче ему государственного жилищного сертификата отказано по основанию, не предусмотренному действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шуварин С.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. При этом указал, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению. Считает, что законных оснований для отказа в признании Шуварина С.Ю. участником подпрограммы не имеется. При рассмотрении вопроса о продлении договора специализированного найма изучалось материальное положение истца и членов его семьи. На момент вынесения жилищной комиссией своего решения у члена семьи Шуварина С.Ю. - сына, имелись в собственности жилой дом и земельный участок. Однако жилищная комиссия не посчитала Шуварина С.Ю. материально обеспеченным. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма уполномоченным органом должно рассматриваться материальное положение нанимателя данного жилья. Основанием для предоставления такого жилья является именно нуждаемость в жилом помещении. Указывает, что при принятии решения о выдаче государственного жилищного сертификата, орган местного самоуправления вышел за рамки полномочий, установленных законом, поскольку он должен был проверить лишь полноту представленных документов и достоверность предоставляемых сведений. Материальное положение гражданина - участника подпрограммы в данном случае не рассматривается, так как на стадии признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий данный факт уже исследовался. Полагает, что наличие собственности у члена его семьи не может являться основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку такого основания Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года не содержит. Квартира несовершеннолетнего является его личной собственностью и не может быть учтена в целях определение размера площади жилого помещения, занимаемого Шувариным С.Ю., поскольку самостоятельным правом пользования этой квартирой родитель не обладает. Истец никогда не вселялся в дом несовершеннолетнего, в нем не проживал, права пользования им не имеет. Право на выдачу государственного жилищного сертификата имеет лишь Шуварин С.Ю., у его несовершеннолетнего сына такого права нет. Приобретение жилой площади за счет сертификата на имя несовершеннолетнего невозможно, поскольку выдача государственного жилищного сертификата является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения гражданином, имеющим право на получение социальной выплаты. Администрацией г.Костромы при снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не учтены положения ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" относительно оснований снятия с учета. Факт того, что в собственности у сына истца имеется недвижимое имущество, от ответчика утаен не был. Кроме того, решение о снятии его с учета было принято как с нарушением срока, установленного Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", так и разумных сроков. Данное обстоятельство судом во внимание принято не было, хотя является прямым нарушением прав и законных интересов истца. Также суд не сохранил объективность при руководстве процессом, поскольку при вынесении решения руководствовался фактом, который изначально являлся основанием иска, что является грубым нарушением принципа состязательности и равноправия сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Шуварин С.Ю. является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 от 15 мая 1991 года, согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 которого инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением Правительства РФ утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Пункт 5 Правил определяет категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно пп. "в" пункта 18 Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил выдачу сертификата осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают, в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Общий порядок и условия постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий определяются положениями Жилищного кодекса РФ.
Единый порядок ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма установлен Законом Костромской области от 22 ноября 2005 N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
На основании ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Решением Думы города Костромы от 23 июня 2005 года N 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Шуварин С.Ю. обратился в Администрацию г. Костромы с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади. Указал, что проживает в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" принадлежащей на праве собственности родителям и сестре.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N N Шуварин С.Ю. поставлен на учет на получение жилого помещения как участник ЧАЭС за N N.
Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Шуварин С.Ю. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, пострадавшее в результате аварии на ЧАЭС, за N N
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом ЖКХ Администрации г. Костромы и Шувариным С.Ю. с учетом члена его семьи - сына Никиты - заключен договор найма специализированного жилого помещения по адресу: "адрес" на срок до ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ договор неоднократно продлевался, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шуварин С.Ю. обратился с заявлением в администрацию г. Костромы о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", при это представил выписку из ЕГРП, подтверждающую отсутствие в собственности жилых помещений.
Письмом Департамента социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ N N и Комитета ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ N N истцу было рекомендовано своевременно обратиться для включения в списки на ДД.ММ.ГГГГ год, поскольку списки участников программы органом местного самоуправления формируется в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего планируемому.
ДД.ММ.ГГГГ Шуварин С.Ю. обратился в администрацию г. Костромы с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Костромской области с учетом члена его семьи - ребенка Шуварина Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ от Шуварина С.Ю. поступило заявление о включении его в состав участников подпрограммы.
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент подачи заявления в собственности Шуварина С.Ю. недвижимого имущества не имелось, в собственности Шуварина Н.С. имеется жилой дом по адресу: "адрес"
Из материалов дела усматривается, что "данные изъяты" доля указанного выше дома была приобретена на имя Шуварина Н.С. ДД.ММ.ГГГГ. В собственности Шуварина Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ имеется также земельный участок по этому же адресу, площадью "данные изъяты"
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Шуварин С.Ю. и Шуварин Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ являлись собственниками жилого дома общей площадью "данные изъяты" кв.м. по "данные изъяты" доле каждый. Право собственности Шуварина С.Ю. на указанную долю было прекращено ДД.ММ.ГГГГ, Шуварина Н.С. - ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N истец был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из списка очередности граждан, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС.
Проверяя законность принятого органом местного самоуправления решения, суд первой инстанции правильно сделал вывод, что оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется. Шуварин С.Ю. правомерно был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Данный вывод подтверждается положениями ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (ред. от 04 июня 2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая определяет, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Суд первой инстанции правильно указал, что исходя из площади дома, принадлежащего сыну истца, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца, состоящую из двух человек, составляет более учетной нормы.
В соответствии с положениями ст.ст. 31,51 ЖК РФ при определении обеспеченности жилым помещением подлежит учету жилой дом, принадлежащий сыну истца, поскольку он является членом его семьи, совместно с ним проживает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право пользования жилым помещением, принадлежащим Шуварину Н.С., истец не приобрел, не основано на законе. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Никакого соглашения об ином использовании жилого помещения по адресу: "адрес" истцом не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Поскольку судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушения норм процессуального закона не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шуварина С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.