Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Бичуковой И.Б., Старовойт Р.К.
при секретаре Шушаковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело Тухтарова О. Г. к Зайцевой Т. А., Мошкаревой Г. П. об оспаривании договора дарения квартиры
по апелляционной жалобе истца на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 22 января 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения истца Тухтарова О.Г., его представителя Галиханова Р.Р., представителя ответчика Зайцевой Т.А. - Ганиной Л.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать Л, которой на праве собственности принадлежала "адрес" края. ДД.ММ.ГГГГ его мать оформила доверенность о предоставлении квартиры в дар третьему лицу и заключила договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, завещание матери в его пользу не было отменено или изменено. Считает, что ответчики воспользовались тяжёлым состоянием матери, которая страдала туберкулёзом лёгких, находилась в состоянии ограниченной дееспособности, не могла в полной мере контролировать свои действия, получили от неё доверенность и совершили сделку дарения квартиры. Просит признать недействительной доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить в ЕГРН запись о праве собственности на квартиру, восстановить в ЕГРН запись о праве собственности на квартиру за Л.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, дополнительно пояснили, что последний раз Тухтаров О.Г. был у матери в 2009 году, приезжать чаще не позволяли семейные проблемы. Передавал продукты, деньги. За 10 дней до смерти мать ему не звонила и на звонки не отвечала. Доверенность, выданная его матерью Мошкаревой Г.П. прекратила своё действие в момент смерти Л. В соответствии с ч. 3 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора влечёт прекращение обязательств сторон, если такое условие отсутствует в договоре, то договор считается исполненным моментом окончания исполнения обязательств. П. 8 договора дарения установлено, что он считается заключённым после его регистрации в Росреестре, право собственности у одаряемого на квартиру - после регистрации перехода права собственности. Договор дарения зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти дарителя, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Доверенность, выданная Л Мошкаревой Г.П. была договором поручения, направленным на установление определённых прав и обязанностей с Зайцевой Т.А., полномочия Мошкаревой Г.П. распространялись на период жизни Л. Доверенность содержит предоставление Мошкаревой Г.П. права на заключение договора дарения, то есть это был договор поручения. Договор поручения прекращается моментом смерти доверителя. По правилам ст. 978 ГК РФ при прекращении договора поручения сторона должна возместить все убытки, вернуть всё в натуре, ответчикам было известно о факте смерти Л, однако они не сообщили об этом истцу, не уведомили Росреестр и нотариуса, выдавшего доверенность. По мнению стороны истца, заключение договора дарения было осуществлено с существенным нарушением его условий - с нарушением доброй воли дарителя, которая к моменту заключения договора была мертва. Просят признать договор дарения ничтожным, сделку - недействительной и применить последствия недействительности сделки - обязать Зайцеву Т.А. передать Тухтарову О.Г. все полученное в натуре, обязать Росреестр прекратить запись о праве собственности Зайцевой Т.А. на квартиру.
Ответчик Зайцева Т.А., её представители Ганина Л.К., Хижняк В.В. с требования истца не согласились, просили в иске отказать. Указали, что документы на регистрацию договора дарения и перехода права собственности на квартиру были сданы в Росреестр ДД.ММ.ГГГГ. Во время похорон Л Зайцева Т.А. сообщила истцу о наличии договора дарения. При Зайцевой Т.А. Л звонила сыну Тухтарову О.Г. и сообщила о желании подарить квартиру. Представитель Л Мошкарева Г.П. имела доверенность на совершение определённых действий. На момент совершения договора дарения ДД.ММ.ГГГГ даритель выразила свою добрую волю, что подтверждено выдачей доверенности. В день заключения договора оригинал доверенности был передан в Росреестр, то есть Мошкарева Г.П. никак не могла воспользоваться доверенностью. Договор дарения составлен в надлежащей форме, документы поданы в Росреестр в надлежащем виде. Оснований сомневаться в законности сделки нет. Зайцева Т.А. была знакома с Л около 15 лет, находились в дружеских отношениях, помогала материально. Когда Л заболела, ухаживала за ней, приходила по 2-3 раза в день, приносила продукты, сопровождала на приём к врачу, стирала, наводила уборку в квартире. Л сама предложила подарить квартиру Зайцевой Т.А. и настаивала на этом. По просьбе Л Зайцева Т.А., пригласила юриста для консультации. При выдаче доверенности присутствовали Зайцева Т.А., Л и Мошкарева Г.П ... Л подписала доверенность добровольно.
Ответчик Мошкарева Г.П. иск не признала, просила в требованиях отказать. Пояснила, что Л лично попросила о заключении договора дарения. Жаловалась, что сыну не нужна, выразила желание отдать квартиру тому, кто за ней ухаживает, решила подарить квартиру Зайцевой Т.А ... В мае 2011 года она была свидетелем телефонного разговора между Л и Тухтаровым О.Г., в котором Л сообщила о желании подарить квартиру. На момент выдачи доверенности Л была в полном здравии, ежедневно интересовалась, переданы ли документы на регистрацию договора дарения. Доверенность Л выдавала в её присутствии, нотариус разъяснил ей права и обязанности в связи с выдачей доверенности.
Представитель третьего лица Росреестра - Жаркова Т.Н. показала, что ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Т.А. и Мошкарева Г.П. как представитель Л обратились в Дальнереченский отдел Росреестра по вопросу регистрации договора дарения "адрес". К заявлению был приложен пакет всех необходимых документов. При приёме документов сомнений в их достоверности и подлинности не возникло. Личности сторон были удостоверены. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован договор дарения и переход права собственности на квартиру от дарителя к одаряемому. Выдача документов была назначена на ДД.ММ.ГГГГ, в этот день документы были выданы сторонам. Сведений о смерти Л не было. На момент сдачи документов, даритель была жива, на момент регистрации умерла. По её мнению, если бы на момент регистрации договора и перехода права собственности были сведения о смерти дарителя, необходимо было приостановить регистрацию, так как с момента смерти доверенность недействительна, после получения подтверждения, в регистрации отказать, так как государственная регистрация осуществляется по заявлению обоих сторон договора.
Судом постановлено указанное решение, с которым истец не согласился, подав апелляционную жалобу, просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Исходя из п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Мошкаревой Г.П., представляющей интересы Л на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Зайцевой Т.А. был подписан договор дарения "адрес" в "адрес". ДД.ММ.ГГГГ договор был передан для государственной регистрации. ДД.ММ.ГГГГ умерла Л. Государственная регистрация договора дарения и регистрация перехода права собственности от дарителя к одаряемому была произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ N (т. 2 л.д. 14-22) Л в момент подписания доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на совершение дарения квартиры не находилась в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда она не могла понимать значение своих действий или руководить ими.
Заключением экспертов N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 6-10) установлено, что подпись от имени Л в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ выполнена самой Л.
Исследовав все обстоятельства и доказательства по делу, в том числе показания свидетелей, суд сделал правильный вывод о том, что в момент совершения доверенности Л не находилась в таком состоянии, когда она не была способна понимать значение своих действий или руководить ими, и не находилась под влиянием обмана или заблуждения, доверенность отвечает требованиям ст. 185 ГК РФ, признаков ничтожности не содержит (ч. 5 ст. 576 ГК РФ).
Установив, что даритель при жизни в полном объеме выразил свое волеизъявление на совершение договора дарения, а именно была выдана доверенность, составлен и подписан договор дарения, пакет необходимых документов передан на государственную регистрацию, и отсутствуют основания для признания сделки недействительной, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что смерть дарителя до момента государственной регистрации сделки влечет отказ в ее регистрации, являются необоснованными, поскольку по смыслу п. 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие дарителя в таком случае само по себе не является препятствием и основанием для отказа в государственной регистрации сделки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при оформлении договора дарения отсутствовало волеизъявление дарителя, судебной коллегией не принимаются, поскольку были предметом тщательного изучения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследованных в судебном заседании доказательств, а также свидетельских показаний.
Иных доводов, которые могут повлиять на постановленное судебное решение и ставящих под сомнение правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.