Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования в городе Саратове, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года, которым на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования по улице Участковая в г. Саратове, протяженностью 227 м., в срок до 01 декабря 2013 года. В удовлетворении исковых требований прокурора города Саратова к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Саратова обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация МО "Город Саратов"), комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования в городе Саратове по улице Участковая, протяженностью 227 метров в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, в срок до 01 сентября 2013 года.
Требования прокурором обоснованы тем, что прокурорской проверкой были выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования". Так, не проведена техническая паспортизация автомобильной дороги общего пользования по улице Участковая в городе Саратове, протяженностью 227 метров.
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, оформляется он для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования "Город Саратов" затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор просил обязать администрацию МО "Город Саратов" и комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" произвести паспортизацию данной автомобильной дороги в срок до 01 сентября 2013 года.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение которым в удовлетворении требования отказать. Автор жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц и влияния факта отсутствия паспорта дороги на безопасность дорожного движения. Полагает, что ссылка истца на Ведомственные строительные нормы ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденные 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, противоречит нормативным актам, действующим на момент рассмотрения дела. Согласно приказу Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию дорог общего пользования" паспортизация не относится к обязательным видам работ, а входит в прочие работы по содержанию дорог, так как не оказывает негативного влияния на безопасность дорожного движения. Апеллятор указывает, что тендерные мероприятия по размещению муниципального заказа на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог будут проведены после выделения ассигнований из бюджета МО "Город Саратов".
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Саратова просит решение суда оставить без изменений. Полагает, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон, материалы дела, и в решении суда им дана правильная оценка.
Представители администрации МО "Город Саратов", комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов", комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов", комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", Саратовской городской Думы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, пп. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Ранее проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Автомобильная дорога по улице Участковая, протяженностью 227 метров, расположена в границах муниципального образования "Город Саратов", является дорогой общего пользования и собственностью муниципального образования "Город Саратов". Распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова она включена в Перечень муниципальных автомобильных дорог, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", в связи с чем судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что паспортизацию данной автомобильной дороги должна осуществлять именно администрация МО "Город Саратов".
Факт отсутствия технического паспорта на указанную в заявлении прокурора автомобильную дорогу ответчиками не оспаривался.
С учётом перечисленных выше обстоятельств, нашедших подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование прокурора города Саратова и возложил на администрацию МО "Город Саратов" обязанность произвести паспортизацию вышеуказанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов в срок до 01 декабря 2013 года.
Срок проведения администрацией МО "Город Саратов" паспортизации автомобильной дороги определен судом первой инстанции исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, рассмотрения вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.