Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Г.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о понуждении предоставить земельный участок в собственность по апелляционной жалобе Осиповой Г.Н. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 января 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения Осиповой Г.Н., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипова Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о понуждении предоставить земельный участок в аренду. В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила предоставить земельный участок в собственность для огородничества. В обоснование требований указала, что она проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес". После смерти родителей является наследницей части жилого дома и земельного участка. В момент согласования с управлением архитектуры площади земельного участка выяснилось, что часть земельного участка отведена под строительство котельной по адресу: "адрес". Около 30 лет строительство было законсервировано, за этот период отпала необходимость в строительстве котельной по адресу проживания истца. Истец обратилась за предоставлением права пользования спорным участком и с 1998 г. участок предоставлялся в срочное пользование сроком на год, в 2000 г. в аренду на один год, с 2002 г. - на 3 года в аренду с оформлением договора с земельным комитетом и регистрацией этого права пользования в регистрационной палате. С 2006 г. истец использовала спорный участок на основе соглашения к договору аренды земельного участка N1644 от 17 ноября 2003 г., которое действовало до 2009 г. В 2007 г. истец обратилась в комитет по управлению имуществом Саратовской области с просьбой о предоставлении ей земельного участка площадью 211 кв. м для ведения огородничества, в соответствии с заключением комитета по архитектуре и градостроительству и согласием комитета по управлению имуществом Саратовской области при условии изготовления и утверждения проекта границ земельного участка для указанных целей. Работа по изготовлению и утверждению границ земельного участка была проведена в специализированной землеустроительной организации согласно смете N 587 от 13 декабря 2007 г. с последующим оформлением кадастрового паспорта. Истец обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды для целей не связанных со строительством, но ей было отказано, поскольку земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1 (зона многоквартирной жилой застройки), где использование земельных участков для огородничества не предусмотрено. С решением администрации истец не согласна по тем основаниям, что все постановления на право аренды указанного участка выдавались для огородничества.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Осипова Г.Н. просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии ответчики, 3-и лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений ст. 34 ЗК РФ (части 2-6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой располагается земельный участок.
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пп. 7, 9, 8 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с чч. 2, 3, 5 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2007 г. Осипова Г.Н. обратилась в комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 211 кв. м для целей, не связанных со строительством - ведения огородничества, расположенного относительно адресных ориентиров: "адрес". Письмом за подписью заместителя председателя комитета от 24 июля 2007 г. ей было предложено в месячный срок изготовить и утвердить проект границ земельного участка и предоставить утвержденный проект, а так же электронную версию проектного плана в комитет по управлению имуществом области.
Письмом N 01-16/01-8654 от 10 августа 2007 г. комитет по земельным ресурсам сообщил Осиповой Г.Н., что обращение комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-3581 от 24 июля 2007 г. об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка рассмотрено, и из приложенных материалов невозможно однозначно определить предполагаемое место размещения объекта. Осиповой Г.Н. предложено представить графический (схематический) материал в отдел организационной работы и делопроизводства комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова.
Согласно письму комитета по земельным ресурсам от 15 октября 2007 г. предоставление в аренду вышеуказанного земельного участка для ведения огородничества возможно и Осиповой Г.Н. рекомендовано обратиться в специализированную землеустроительную организацию с целью изготовления требуемого числа экземпляров проекта границ, и последующего их предоставления в комитет по земельным ресурсам для обеспечения согласования и утверждения границ земельного участка в установленном законом порядке.
26 января 2011 г. Осиповой Г.Н. в администрацию муниципального образования "Город Саратов" и комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" подано заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в котором Осипова Г.Н. просит предоставить спорный земельный участок на праве аренды сроком на 25 лет, с дальнейшим заключением договора для ведения огородничества.
16 мая 2011 г. постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 968 Осиповой Г.Н. отказано в предоставлении в аренду сроком на 25 лет указанного земельного участка для целей не связанных со строительством в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), для которой вид разрешенного использования "ведение огородничества" не предусмотрен.
13 марта 2012 г. Осипова Г.Н. обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт спорного земельного участка в части разрешенного вида использования на основании письма комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 декабря 2011 г.
На указанное заявление комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" 05 апреля 2012 г. сообщил Осиповой Г.Н., что отсутствуют основания для внесения изменений в части вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка, так как в результате осмотра земельного участка выявлено, что он используется для ведения огородничества.
В материалах дела имеется карта градостроительного зонирования, согласно которой спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), для которой такой вид разрешенного использования как "ведение огородничества" не предусмотрен.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления истцу земельного участка на праве собственности для ведения огородничества является законным и обоснованным.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона, в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны доводам, приводимым истцом в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.