Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов до 27 сентября 2012 года, возложении обязанности предотвратить угрозу здоровью населения и распространения инфекционных болезней путем принятия мер по ликвидации скотомогильника, расположенного на территории Аряшского муниципального образования в 1 километре от села Аряш Новобурасского района Саратовской области до 01 сентября 2013 года, по апелляционной жалобе Правительства Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 11 января 2013 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя Правительства Саратовской области Халезина В.Ю., действующего на основании доверенности от "дата", поддержавшего доводы жалобы, прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений не нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора Новобурасского района Саратовской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области и с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по оборудованию скотомогильников в соответствии Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов до 27 сентября 2012 года, предотвратить угрозу здоровью населения и распространения инфекционных болезней путем возложения обязанности на Правительство Саратовской области принять действенные меры по ликвидации скотомогильника, расположенного на территории Аряшского муниципального образования в 1 км от села Аряш Новобурасского района Саратовской области до 01 сентября 2013 года.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Новобурасского района Саратовской области проведена проверка соблюдения норм санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства Российской Федерации по содержанию и эксплуатации бесхозяйных скотомогильников на территории Аряшского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области. В результате проверки установлено, что на территории данного муниципального образования (на расстоянии 1000 метров от села Аряш) расположен скотомогильник объемом 100 куб. м, глубиной 8 м, при содержании и эксплуатации которого нарушены Ветеринарно-санитарные правила, утвержденные Минсельхозпромом РФ от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469. Указывает, что биологические отходы являются источниками биологического загрязнения окружающей среды, возбудителями инфекционных заболеваний животных, и требуют строгого режима утилизации, обеспечивающего гибель самых стойких возбудителей, либо уничтожения. Новобурасской районной станцией по борьбе с болезнями животных Новобурасского района Саратовской области представлена информация о нарушении требований ветеринарного законодательства при эксплуатации скотомогильников, что создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний различной этиологии, эпидемиологическому благополучию населения и животных, приводит к загрязнению окружающей среды.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеуказанное решение, которым признал незаконным бездействие Правительства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного в 1 км от села Аряш Аряшского муниципального образования Саратовской области. На Правительство Саратовской области возложена обязанность в срок до 01 сентября 2013 года организовать мероприятия по ликвидации (консервации) скотомогильника, расположенного в 1 км от села Аряш Аряшского муниципального образования Саратовской области. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Правительство Саратовской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Волжского районного суда города Саратова от 11 января 2013 года отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, дана неверная оценка имеющимся доказательствам по делу. Автор жалобы указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению надлежащего состояния и оборудования скотомогильников, не имеющих собственника. Обязанность совершения возложенных судом на Правительство Саратовской области действий может быть осуществлена только в отношении скотомогильников, оформленных в государственную собственность области. Судом не учтено, что указанное сооружение не обладает статусом скотомогильника согласно условиям, определенным Ветеринарно-санитарными правилами. Стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами данных приспособленных под скотомогильники объектов, не является основанием для признания их скотомогильниками, а, следовательно, для понуждения их обустройства в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к полномочиям Правительства области. Также судом не учтено то обстоятельство, что до рассмотрения дела в суде приказом Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 27 сентября 2012 года N 246 "О запрещении эксплуатации и снятии с учета объектов размещения биологических отходов, не соответствующих установленным законодательством требованиям" запрещена эксплуатация объекта размещения биологических отходов в селе Аряш Аряшского муниципального образования Саратовской области в связи с размещением в зане, где его размещение изначально не может быть разрешено, он снят с учета, ветеринарно-санитарные карточки по нему аннулированы, что означает аннулирование статуса скотомогильника. В соответствии с пунктом 7.2 Ветеринарно-санитарных правил при выявлении нарушения ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников необходимо устранить выявленные нарушения или запретить их эксплуатацию. Каких-либо мер по ликвидации скотомогильников, как на то указал суд первой инстанции, указанные правила не предусматривают, и единственным вариантом, который может быть применен в отношении данных объектов, является их закрытие, что уже осуществлено исполнительными органами власти. Автор жалобы полагает необоснованным непривлечение к участию в деле федеральных органов исполнительной власти, поскольку нахождение скотомогильников возможно и в федеральной собственности.
Комитетом по управлению имуществом Саратовской области на апелляционную жалобу поступили возражения, в которых он полагает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по основаниям, изложенным в жалобе Правительства Саратовской области.
Представитель Правительства Саратовской области Халезин В.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Прокурор в судебном заседании полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с положениями статей 1, 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) и пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Учитывая изложенное, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Закон N 131-ФЗ не предусматривает.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу пункта 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Пункт 1.2 Правил к биологическими отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Согласно пунктам 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, 6.7, 6.9 Правил размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: - жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 метров; - скотопрогонов и пастбищ - 200 метров; - автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50-300 метров. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 метра и глубиной 10 метров. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 сантиметров с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 смантиметров, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 сантиметров и высотой 3 метра. Над ямой на высоте 2,5 метра строят навес длиной 6 метров, шириной 3 метра. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 метра над поверхностью земли. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 метра. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 метров.
Пункты 7.1, 7.2, 7.3 Правил предусматривают, что контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, указанный в иске объект, расположенный на территории Аряшского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области, является местом, в котором хранятся биологические отходы, в соответствии с пунктом 7.3 Правил данный объект поставлен на учет как скотомогильник, с присвоением ему индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки, то есть является скотомогильником.
Спорный скотомогильник являются бесхозяйным имуществом.
Судом также установлено, что данный скотомогильник не соответствует действующим ветеринарно-санитарным требованиям, а именно: отсутствует забор и въездные ворота, отсутствует коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезсредств, спецодежды, инструментов, осевшие насыпи не восстановлены и т.д., что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства в области ветеринарии (л.д. 13).
Учитывая вышеуказанные положения законодательства, судебная коллегия считает, что при удовлетворении требований прокурора суд первой инстанции обосновано исходил из того, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильник не передавался, на балансе администрации он не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрациям муниципальных образований не передавались, а потому спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено в муниципальную собственность.
Судом первой инстанции верно указано, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 7.3 Правил указанный объект главным государственным ветеринарным инспектором района поставлен на учет как скотомогильник с присвоением ему индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки, ветеринарно-санитарное состояние данного скотомогильника проверяется специалистами государственной ветеринарной службы, районный суд правомерно не принял во внимание доводы ответчика о том, что вышепоименованный объект не является скотомогильником.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что вышеизложенные требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительством не выполняются, меры по оборудованию и содержанию указанных скотомогильников не принимаются.
Является несостоятельной ссылка в жалобе на наличие приказа Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 27 сентября 2012 года N 246 "О запрещении эксплуатации и снятии с учета объектов размещения биологических отходов, не соответствующих установленным законодательством требованиям" как на основание к отказу в удовлетворении требований прокурора Новобурасского района, поскольку действия по введению запрета на эксплуатацию биотермических ям не освобождают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации и абзаца 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от обязанности проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности от приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, после снятия объектов с учета, и аннулирования ветеринарно-санитарных карточек, доступ к объектам остается фактически открытым, территория скотомогильника не огорожена глухим забором, осевшие насыпи на нем не восстановлены, что создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим оборудованием запрещенной к эксплуатации биотермической ямы по указанному адресу. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и им не представлено доказательств того, что запланированы какие-либо мероприятия, обеспечивающие после запрета эксплуатации объекта соблюдение ветеринарно-санитарных правил по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Саратовской области обязанность организовать мероприятия по ликвидации (консервации) скотомогильника, расположенного в 1 км от села Аряш Аряшского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области в целях консервации и прекращения доступа к указанной биотермической яме.
Принятие судом решения о возложении обязанности на Правительство Саратовской области провести мероприятия по ликвидации скотомогильника, соответствует требованиям части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии решения об устранении в полном объеме допущенного нарушения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении заявления прокурора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, и на основании надлежащей правовой оценки представленных доказательств постановил решение по делу.
Указание в жалобе на непривлечение судом к участию в деле федеральных органов исполнительной власти не являются основанием к отмене решения суда, так как в данном случае права Правительства Саратовской области не затронуты, а со стороны федеральных органов исполнительной власти данное решение не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования предоставленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.