Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: Чильманкиной А.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2013 года гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России N9 по Тамбовской области к Звягиной О.В., ГУПТИ по г.Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровским районам Тамбовской области о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по иску Звягиной О.В. к Межрайонной ИФНС России N9 по Тамбовской области, ГУПТИ по г.Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровским районам Тамбовской области о признании строений не подлежащим налогообложению и об исключении строений из налогооблагаемой базы и начисления налога,
по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N9 по Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 17 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N9 по Тамбовской области обратилась в суд с иском к Звягиной О.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, указав, что Звягина О.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 09.12.1991 года (далее Закон) является имущество, состоящее из строений - компрессорной и холодильника, принадлежащих ответчице на праве собственности, расположенных по адресу: ***.
Согласно п.9 ст.5 Закона уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
По данным, представленным органами ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам налоговым органом Звягиной О.В. по указанным объектам начислен налог на имущество физических лиц за 2008, 2009, 2010 годы по сроку уплаты 15.09.2010 года в размере ***, по сроку уплаты 15.11.2010 года в размере ***.
В связи с тем, что сумма налога и пени Звягиной О.В. не были уплачены, налоговым органом на основании ст. 69-70 НК РФ в ее адрес были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа *** от 24.11.2010 года, *** от 22.10.2010 года. Данные требования налогоплательщиком не исполнены, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика, в связи с чем обратились в суд с иском о взыскании с ответчицы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2008, 2009, 2010 г. в размере ***.
Звягина О.В., в свою очередь, обратилась с иском к Межрайонной ИФНС России N9 по Тамбовской области, ГУПТИ по г.Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровским районам Тамбовской области о признании принадлежащих строений не подлежащими налогообложению и об исключении строений из налогооблагаемой базы и начисления налога, указав, что в 2005 году приобрела объекты недвижимости, а именно: строение - холодильник (литер П), строение - компрессорная (Литер П).
В виду того, что ни извещений, ни уведомлений по уплате налога до 2010 года она не получала, то соответственно налог не уплачивался.
Объектами налогообложения являются нежилые строения 1905 года постройки (восстановительный ремонт после пожара проведен в конце 1912 года): строение - холодильник (Литер П), площадью ***, строение - компрессорная (Литер П), площадью ***.
Согласно техническому паспорту на 15.03.2005 года строение - холодильник (Литер П) имеет физический износ 68%, действительная инвентаризационная стоимость данного объекта (в ценах 1969 года) составляет ***, строение - компрессорная (Литер П) имеет физический износ 58%, действительная инвентаризационная стоимость данного объекта (в ценах 1969 года) составляет ***.
Балансовая стоимость на период 30.03.2005 года составляла: строение - холодильник - ***, строение - компрессорная - ***.
Ссылается, что строение холодильника- 1905 года постройки, в 1912 году после пожара был восстановлен, в 2005 году претерпел пожар - нормативный срок службы 100 лет, фактический срок 106 лет.
Физический износ, согласно заключению Тамбовской лаборатории судебной экспертизы от 27.10.2011 года и инженерно-технического обследования ООО *** от 08.12.2011 года, составляет свыше 70%, а так же данное здание, в соответствии с требованием СП 13-102-2003, признано аварийным.
Строение компрессорной - 1905 года постройки, в 1912 году после пожара была восстановлена - нормативный срок службы 60 лет, фактический срок 106 лет.
Физический износ, согласно заключению Тамбовской лаборатории судебной экспертизы от 27.10.2011 года составляет 60%, а инженерно-технического обследования ООО *** от 08.12.2011 года, составляет свыше 70%, так же как и здание "Холодильника" данное здание, в соответствии с требованием СП 13-102-2003, признано аварийным.
Исходя из технического состояния объектов "компрессорной" и "холодильника", они не могут являться объектами налогообложения, поскольку признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 17 октября 2012 года строения: компрессорная (Литер П) и холодильник (Литер П), расположенные по адресу: ***, принадлежащие по праву собственности Звягиной О.В. (Бессоновой), признаны не подлежащими налогообложению и исключены из налогооблагаемой базы и начисления налога, начиная с 2008 года до признания данных объектов подлежащими эксплуатации.
В иске Межрайонной ИФНС России N 9 по Тамбовской области к Звягиной О.В., ГУПТИ по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам Тамбовской области о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2008 год, 2009 год, 2010 год в сумме ***, в том числе по налогу в размере ***, пени ***, отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N9 по Тамбовской области просит данное решение отменить и принять новый судебный акт о взыскании со Звягиной О.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2008, 2009, 2010 годы в размере ***, в том числе за 2008 года - ***, за 2009 год - ***, за 2010 год - ***, и пени - ***, отказать Звягиной О.В. в заявленных требованиях о признании строений "холодильник" и "компрессорная", не подлежащими налогообложению и исключению данных строений из налогооблагаемой базы.
Указывает, что в ходе рассмотрения дела была проведена судебная экспертиза Тамбовской ЛСЭ, заключение которой было неправомерно не принято во внимание.
В своем заключении эксперт Шишков А.В. приводит свой расчет инвентаризационной стоимости спорных объектов, которая оказалась более высокой в связи с инвентаризационной оценкой, на основании которой налоговым органом был исчислен налог в отношении принадлежащего Звягиной О.В. имущества.
В соответствии с заключением эксперта Липецкого филиала Федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы от 14.08.2012 года *** физический износ строения - холодильника на день проведения экспертизы составил порядка 72 %, физический износ строения - компрессорной на день проведения экспертизы составил порядка 60 %. Согласно выводам эксперта техническое состояние строения холодильника Литер П оценивается как ветхое аварийное, и дальнейшая эксплуатация здания невозможна или возможна лишь при проведении срочных противоаварийных мероприятий. В свою очередь техническое состояние строения компрессорной Литер П оценивается как неудовлетворительное недопустимое и дальнейшая эксплуатация здания возможна при условии капитального ремонта элементов строения. Таким образом, экспертом не сделан вывод, что оба строения являются аварийными и не подлежат дальнейшей эксплуатации, тогда как решением суда не подлежащими налогообложению признаны оба объекта.
Также, согласно заключению эксперта по первому вопросу (стр.3 лист2) указано, что поскольку экспертом не производилось обследование технического состояния конструктивных элементов строений холодильника Литер П и компрессорной Литер П по состоянию на 2005, 2008, 2009, 2010 годы, определить физический износ и техническое состояние конструкций указанных помещений в названные годы эксперту не представляется возможным. Однако при этом, суд на основании данного заключения признал объекты не подлежащими налогообложению именно за 2008, 2009, 2010 годы, что является не соответствующим действительности.
Вывод суда о том, что спорные строения не эксплуатировались в 2008, 2009, 2010 годах, не нашел своего подтверждения в материалах дела. При этом законодатель не связывает исчисление налога на имущество физических лиц с эксплуатацией данных объектов подлежащих налогообложению, так как согласно ст.2 Закона N 2003-1 от 09.12.1991 года "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения принадлежащие физическим лицам на праве собственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Звягинй О.В. адвоката Шаповалову Р.С., представителя Межрайонная ИФНС России N9 по Тамбовской области, представителя ГУПТИ по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровским районам, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Звягина О.В. является собственником нежилых помещений - компрессорной и холодильника, расположенных по адресу ***, в связи с чем является плательщиком налога на имущество. Истец направлял ответчику 28.06.2010 года три налоговых уведомления на уплату налога за 2008, 2009, 2010 г.г. по данным объектам по сроку уплаты 15.09.2010 года, оставленные без исполнение и 20.09.2010 года истец направлял ответчику требование *** об уплате налога в размере *** и требование *** об уплате пени в размере ***.
Кроме того, по сроку уплаты 15.11.2010 г. Звягиной О.В. так же направлены налоговое уведомление и требование об уплате налога за 2008, 2009, 2010 г.г. в размере *** и пени в размере ***.
Данные налоговое уведомление и требования направлены Звягиной О.В. по адресу: ***, являющийся постоянным адресом ответчика.
Доказательств неполучения указанных требований Звягиной О.В. не представлено.
Удовлетворяя требования Звягиной О.В. о признании принадлежащих строений не подлежащими налогообложению и об исключении строений из налогооблагаемой базы и начисления налога, суд первой инстанции признал допустимым представленное Звягиной О.В. доказательство, в частности заключение эксперта Липецкого филиала Федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы от 14 августа 2012 года, согласно которому физический износ холодильника составляет 72%, компрессорной 60%, при этом дальнейшая эксплуатация холодильника невозможна, а компрессорной лишь при условии значительного капитального ремонта и со ссылкой на п.2.2. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 г. N 87 и пришел к выводу о том, что принадлежащие Звягиной О.В. строения не подлежат налогооблажению и подлежат исключению из налогооблагаемой базы и начисления налога, начиная с 2008 года до признания данных объектов подлежащими эксплуатации в виду представления доказательств признания указанных объектов непригодными к эксплуатации.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст.53 Налогового кодекса, ст.5 и 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 названного Федерального закона.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе, порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.1991г. N2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии с п.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991г. N2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. На основании п.1 ст.2 указанного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно п.2 ст.5 Закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В п.4 указано, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В целях применения Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издана Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999г. N54, согласно которой налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги (п.3). Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц по состоянию на 1 января (п.11).
Указанные положения также содержатся в Приказе Минстроя от 04.04.1992г. N87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" (п.п. 1.3, 3.1, 3.2).
Согласно Порядку оценки заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки (п.1.3, 1.4).
Таким образом, обязанность по определению и представлению в налоговый орган сведений о суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, которая является налоговой базой по налогу на строения, помещения и сооружения, возложена на органы технической инвентаризации.
Согласно пункту 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (с последующими изменениями и дополнениями), сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства используются при определении, в том числе, размера налога на имущество. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам) налоговых органов (пункт 16, подпункт "д").
Как следует из материалов дела и пояснений представителя налогового органа в апелляционной инстанции сведения из филиала ГУПТИ по г. Мичуринску и Мичуринскому району об инвентаризационной стоимости строений, принадлежащих Звягиной О.В. поступили по запросу налогового органа в ИФНС России по г. Мичуринску в первом полугодии 2010 года.
Расчет налога произведен исходя из инвентаризационной оценки компрессорной на 2008 г. - ***, на 2009 г.- ***, на 2010 г. - ***; стоимости холодильника - на 2008 г. - ***, на 2009 г. - ***, на 2010 г. - ***.
Заявлений о фальсификации представленного филиалом ГУПТИ документа Звягиной О.В. не заявлялось.
В ходе разбирательства дела по ходатайству Звягиной О.В. определением Мичуринского городского суда от 05.04.2011 назначена экспертиза, а 20. 03.2012 года дополнительная экспертиза на предмет определения инвентаризационной стоимости строений за 2009, 2009, 2010 года для налогообложения, согласно выводам которой, инвентаризационная стоимость компрессорной на 2008 г. составляет ***, на 2009г.- ***, на 2010 г. - ***, инвентаризационная стоимость холодильника на 2008 г.- ***, на 2009 г. - ***, на 2010 г. - ***.
Установленная заключением эксперта оценка строений превышает инвентаризационную стоимость, установленную по данным ГУПТИ, из чего следует, что доводы представителя Звягиной О.В. о том, что инвентаризационная стоимость объектов налогообложения завышена - не состоятельны.
Утверждения представителя Звягиной О.В. о том, что филиалом ГУПТИ по г. Мичуринску и Мичуринскому району нарушена процедура определения и представления в налоговый орган сведений о суммарной стоимости принадлежащих Звягиной строений, поскольку впервые в налоговый орган данные сведения поступили в сентябре 2010 года, не влекут оснований для исключения строений из налогооблагаемой базы.
Согласно п.1 ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Обосновывая исковые требования в части исключения строений из налогооблагаемой базы в виду их непригодности к эксплуатации представитель Звягиной, а так же суд первой инстанции в оспариваемом решении приводит ссылку на п. 2.2. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. N 87.
Действительно в соответствии с п.2.2 Порядка оценки для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения:
- строящиеся;
- самовольно возведенные;
- признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации
- бесхозяйные;
- назначение которых не определено.
Между тем, процедура признания их таковыми - непригодными для дальнейшей эксплуатации - установлена, обязанность по определению и представлению в налоговый орган сведений о суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, которая является налоговой базой по налогу на строения, помещения и сооружения, возложена на органы технической инвентаризации.
В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 утверждено Положение о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
а)обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
б)формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
в)обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
г)информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
д)сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
Пунктом 6 Положения установлено, что техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.
Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 7 Положения первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).
Согласно пункту 9 Положения техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.
Также следует учитывать, что Положением не установлены основания для отказа в осуществлении технической инвентаризации и государственного технического учета объектов капитального строительства. Таким образом, по мнению Департамента, техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, а государственный технический учет - на основании заявления заинтересованного лица, предоставившего документы, необходимые для осуществления такого учета.
Как следует из материалов дела, Звягина О.В. является собственником указанных строений с 2005 года и не была лишена права обратиться за проведением инвентаризации и определить возможность эксплуатации принадлежащих ей строений в связи с произошедшим пожаром, вместе с тем, требования об освобождении строений из налогооблагаемой базы были предъявлены Звягиной О.В. после предъявления требований о взыскании недоимки по налогу, предложение филиала ГУПТИ по г. Мичуринску и Мичуринскому району о заключении договора на выполнение работ по определению инвентаризационной стоимости объектов оставлены Звягиной О.В. без внимания.
Имеющееся в материалах дела заключение Липецкого филиала ФБУ Воронежского регионального центра судебной экспертизы, выполненного 14.08.20102 года указывает на невозможность дальнейшей эксплуатации принадлежащих Звягиной О.В. строений, в то время как предметом заявленных ИФНС требований является взыскание недоимки по налогу на имущество за период с 2008- по 2010 г.г.
Доказательств непригодности строений в указанные периоды (с 2008 по 2010 г.г.) суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований Звягиной О.В. о признании строений компрессорной и холодильника, расположенных по адресу: *** не подлежащими налогообложению и исключению этих объектов из налогооблагаемой базы и начисления налога, начиная с 2008 года до признания данных объектов подлежащими эксплуатации.
С учетом изложенного решение в этой части подлежит отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права, а требований Звягиной О.В.- отклонению.
Согласно положениям ст.1 ч. 1 налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В силу требований п.1 ст.45 указанного Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.п.1,3 ст.58 налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. В течение налогового периода может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. При этом обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Отношения по уплате налога на имущество физических лиц регулируются Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", который входит в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Налоговому кодексу РФ не противоречит.
Согласно п.1 ст.1 закона, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.2 Закона).
На основании п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 (в редакции от 28.11.2009 года) "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
В соответствии со ст.5 Закона, исчисление налогов производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. В силу п.9 этой же статьи уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Звягина О.В. была уведомлена о выявлении недоимки по налогу за периоды 2008, 2009, 2010 года по сроку платы 15.09.2010 года, по состоянию на 22.09. 2010 года ответчице направлено требование об уплате налога в размере ***, и пени в размере ***, оставленные без исполнения.
Начисление налога произведено в соответствии с инвентаризационной стоимостью, предоставленной филиалом ГУПТИ по г. Мичуринску Мичуринскому и Никифоровскому районам.
В силу п.2,3 ст.75 налогового кодекса РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии сч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
С учетом приведенных норм, судебная коллегия находит требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Тамбовской области в части взыскания со Звягиной О.В. задолженности по налогу на имущество за 2008, 2009, 2010 г.г. по сроку уплаты 15 сентября 2010 года в размере ***, пени в размере *** подлежащими удовлетворению, а решение в части отказа в удовлетворении данных исковых требований отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России N 9 по Тамбовской области в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании со Звягиной О.В. задолженности по налогу за периоды 2008, 2009, 2010 г.г. в размере *** по сроку уплаты 15.11.2012 года и пени в размере *** в связи с пропуском срока для обращения в суд.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С учетом положений ст. 48 НК РФ суд пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган был вправе обратиться в суд с исковым заявлением в взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц до 14.06.2011 года.
По смыслу положений ст. 48 НК РФ пропуск налоговым органом срока на предъявление требований служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска при отсутствии уважительных причин к его восстановлению.
Истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые б препятствовали налоговом органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока. Те обстоятельства, на которые указывается налоговым органом в качестве причин пропуска срока, правильно не расценены судом как уважительные.
Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.
Выводы суда в этой части основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 17 октября 2012 года в части отказа о взыскании со Звягиной О.В. задолженности по налогу на имущество за 2008, 2009, 2010 г.г. по сроку уплаты 15 сентября 2010 года в размере ***, пени в размере *** и удовлетворении исковых требований Звягиной О.В. к Межрайонной ИФНС России N9 по Тамбовской области, ГУПТИ по г.Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровским районам Тамбовской области о признании принадлежащих строений холодильника и компрессорная, расположенных по адресу г *** не подлежащими налогообложению и об исключении строений из налогооблагаемой базы - отменить, в этой части принять новое решение.
Взыскать со Звягиной О.В. задолженность по налогу на имущество за 2008, 2009, 2010 г.г. по сроку уплаты 15 сентября 2010 года в размере ***, пени в размере ***.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.