Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Семенова Н.В.,
судей Шумилова А.А., Ярадаева А.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Иванова А.В. о признании незаконным бездействия администрации г. Чебоксары, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, поступившее в Верховный Суд Чувашской Республики по апелляционной жалобе представителя заявителя Иванова А.В. - Заутренникова К.С. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2012 года, которым в удовлетворении заявления Иванова А.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Чебоксары и возложении обязанности принять решение о предоставлении в аренду земельного участка.
В обоснование заявления Иванов А.В. указал следующее.
09.06.2010 г. он обратился в администрацию г. Чебоксары с ходатайством о предоставлении земельного участка "адрес".
12 июля 2010 года созванной администрацией города комиссией подготовлен акт выбора земельного участка под размещение лодочной станции "адрес" с приложением схемы размещения земельного участка.
11 сентября 2010 года в газете "Чебоксарские новости" N опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении данного земельного участка.
Заявок на аренду земельного участка не поступило.
В связи с этим распоряжением администрации г. Чебоксары от 12.10.2010 г. N 3214-р утверждены акт выбора земельного участка от 02.07.2010 г. N 113 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 06.09.2010 г. В отношении земельного участка выполнено межевание, по результатам которого он был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N.
26 ноября 2010 Иванов А.В. обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под лодочную станцию.
Однако в нарушение ч. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предоставлении заявителю земельного участка в установленный законом срок не принято.
28 апреля 2012 года в ответ на очередное обращение заявителя Управление территориального планирования города Чебоксары по поручению администрации г. Чебоксары сообщило, что распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка в аренду подготовлено.
Однако в последующем в ходе согласования проекта распоряжения заявителю была предоставлена служебная записка МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" от 28.05.2012 г. N 01/12-911 на имя главы администрации г. Чебоксары, согласно которой предоставление спорного земельного участка не представляется возможным по причине нахождения на указанном месте берегоукрепительных сооружений.
В связи с этим распоряжение о предоставлении заявителю в аренду земельного участка до настоящего времени не подписано, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации г. Чебоксары.
На основании изложенного заявитель просил признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м. "адрес" для размещения лодочной станции в аренду, и обязать администрацию города принять такое решение.
В судебном заседании представитель заявителя Заутренников К.С. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары Степанов С.А. просил в удовлетворении заявления Иванова А.В. отказать по тем основаниям, что земельный участок, на который претендует заявитель, предоставлен ранее в пользование МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства". Использование испрашиваемого заявителем земельного участка невозможно, поскольку он является берегоукрепительным сооружением реки Волга с песчаной насыпью. Если же исходить из того, что заявитель вправе получить этот участок в аренду, то в данном случае следует руководствоваться подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми предоставление земельного участка возможно только после проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления. Кроме этого представитель администрации города обратил внимание суда на пропуск заявителем установленного законом срока для обжалования действий (бездействия) администрации г. Чебоксары, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Долгова О.А. просила в удовлетворении заявления Иванова А.В. отказать. При этом она пояснила, что участок, на который претендует заявитель, является берегоукрепительным сооружением р. Волга с песчаной насыпью и находится в пользовании МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" по соответствующему договору. Само по себе то обстоятельство, что песчаный контрабанкет, составляющий основу берегоукрепительного сооружения, покрылся наносным грунтом, не свидетельствует о том, что он стал земельным участком. Использование берегоукрепительного сооружения возможно путем предоставления его только в пользование без права строительства капитальных сооружений и только общественным организациям.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем заявителя Заутренниковым К.С. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что Иванову А.В. не было известно о нарушении его прав до 28 мая 2012 года, следовательно, заявление в суд подано в пределах трехмесячного срока. Кроме того, допущенное администрацией г. Чебоксары бездействие носит длящийся характер, так как решение об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка принято около 2 лет назад.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя Иванова А.В. - Заутренникова К.С., поддержавшего доводы жалобы, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что предметом требований заявителя является предоставление ему земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м. "адрес"
В то же время в материалах дела имеется договор от 26.12.2011 о передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной казны (в том числе берегоукрепительных и противооползневых сооружений правого берега реки Волга) Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом в пользование муниципальному бюджетному учреждению "Управление ЖКХ и благоустройства" (л.д. 65-72).
Также из материалов дела усматривается, что по договору от 18.04.2011 N МУ "Управление ЖКХ и благоустройства" передало во временное пользование сроком до 01.07.2015 года для размещения лодочной станции участок берегоукрепительных сооружений на правом берегу реки Волга протяженностью 25 п.м. Общероссийской общественной организации "данные изъяты" (л.д. 73-77). К указанному договору приложен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м. "адрес", то есть паспорт участка, на который претендует заявитель.
С учетом характера требований заявителя - предоставление земельного участка в аренду, а также того обстоятельства, что на данный участок претендуют и иные лица, в том числе не привлеченные к участию в деле, по делу усматривается споСоответственно выводы суда первой инстанции об истечении трехмесячного срока обжалования действий администрации города, что явилось основанием к отказу в удовлетворении заявления Иванова А.В., являются несостоятельными.
Согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу п. 5 этой же статьи при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ЧР от 03.12.12 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. Поэтому по результатам рассмотрения апелляционной жалобы представителя Иванова А.В. принятое по делу решение во всяком случае подлежит отмене с принятием нового решения.
Разрешая спор по существу по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с частью 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях предусмотренных пунктом 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса (часть 2).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнении в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Из анализа положений статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования, в связи с чем процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
Как видно из материалов дела, 09 июня 2010 г. Иванов А.В. обратился в администрацию г. Чебоксары с ходатайством о даче разрешения на подготовку акта выбора земельного участка "адрес" под размещение лодочной станции. Предполагаемая площадь участка, право, на котором он желает этот участок приобрести, и цель приобретения - для нужд строительства или не для строительства - в ходатайстве не указаны (л.д. 8).
12 июля 2010 года созванной администрацией города комиссией подготовлен акт выбора земельного участка под размещение лодочной станции "адрес" с приложением схемы размещения земельного участка (л.д. 6).
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 12.10.2010 г. N 3214 утверждены акт выбора земельного участка от 02.07.2010 г. N 113 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 06.09.2010 г. При этом во вводной части распоряжения сделаны ссылки на статьи 29 и 31 ЗК РФ, касающиеся предоставления участка для целей, связанных со строительством (л.д. 7).
26 ноября 2010 г. Иванов А.В. обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под размещение лодочной станции. При этом в заявлении он вновь не отразил предусмотренные законом (ст. 31, 34 ЗК РФ) цели предоставления земельного участка - для строительства или для целей, не связанных со строительством.
О неопределенности целей предоставления земельного участка, среди прочего, свидетельствует и то обстоятельство, что, как видно из представленной в суд самим заявителем проекта распоряжения главы администрации о предоставлении земельного участка, при подготовке распоряжения администрация исходила из того, что участок заявителем испрашивается для целей, не связанных со строительством, по основаниям ст. 34 ЗК РФ (л.д. 123).
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель заявителя Заутренников К.С. также не смог пояснить, для каких именно целей, из числа предусмотренных законом, Иванов А.В. просил предоставить земельный участок.
Между тем отсутствие в заявлении Иванова А.В. четко определенной цели использования земельного участка, указания на то, какие именно объекты, временные или капитальные, будут размещаться на земельном участке, не позволяет установить конкретное предназначение испрашиваемого им земельного участка и, как следствие этого, лишает администрацию г. Чебоксары возможности выбрать надлежащую процедуру предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах достаточных оснований для удовлетворения заявления Иванова А.В. о признании незаконным бездействия администрации г. Чебоксары и возложении на нее обязанности принять решение о предоставлении земельного участка судебная коллегия не усматривает.
Однако заявитель вправе вновь обратиться в орган местного самоуправления с заявлением, оформленным в установленном статьями 29-34 ЗК РФ порядке, в том числе с указанием цели, для которой этот участок испрашивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Иванова А.В. о признании незаконным бездействия администрации г. Чебоксары и возложении на нее обязанности принять решение о предоставлении Иванову А.В. в аренду земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" "адрес".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.