СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Груздевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Варгина Е.Л. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Варгина Е.Л. к УМВД России по г. Сыктывкару об обязании произвести перерасчет оплаты по надбавке за выслугу лет в льготном исчислении с учетом индексации невыплаченных сумм - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Варгина Е.Л., представителя УМВД России по г.Сыктывкару Сологуб А.П., представителя МВД по Республике Коми Миланович Т.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варгин Е.Л. обратился в суд с иском к УМВД России по г.Сыктывкару об обязании произвести перерасчет оплаты за выслугу лет в льготном исчислении с учетом индексации невыплаченных сумм согласно Федеральному закону "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел" и постановлению Правительства РФ "О порядке начисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам ОВД РФ".
Определением суда от 26 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МВД по Республике Коми.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на отсутствие законодательного регулирования вопроса о льготном исчислении периодов службы для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, а также на пропуск срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Варгин Е.Л. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
До 01 января 2012 года размер процентной надбавки за выслугу лет исчислялся в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 года до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003г. N43 утверждено Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
На основании п.4 данного Положения, время службы (работы), предусмотренное в пункте 2 настоящего Положения, включается в стаж службы (выслугу лет) для выплаты надбавки в календарном исчислении, за исключением времени службы (работы), подлежащего включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 и 4 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении); 2) для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Согласно ч.7 ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 2 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 до 20 лет - 25 процентов; от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов.
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством РФ (ч.8 ст.2 ФЗ от 19.07.2011 N247-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 N1158 утверждены Правила, которые определяют порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в размере, установленном в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п.3 Правил, периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Варгин Е.Л. приказом МВД по РК "Номер обезличен" от "Дата обезличена". уволен со службы с должности ... (ДПС) взвода в составе роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.
На дату увольнения истца из органов внутренних дел, выслуга лет для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания в календарном исчислении составила ... , что соответствует ... процентам ежемесячной надбавки.
Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам, Варгину Е.Л. с "Дата обезличена" года производилось начисление ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере ... процентов.
Установив, что в настоящее время в законодательном порядке не принято соответствующего нормативного правового акта, определяющего порядок исчисления периодов, подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, как того требует ст. 38 Федерального закона N 342-ФЗ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для исчисления стажа службы для выплаты ежемесячной надбавки в льготном порядке.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным. Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что в настоящее время, исходя из требований ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в льготном порядке подлежит исчислению только стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска.
В силу ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (определения от 12 июля 2005 года N, от 15 ноября 2007 года N, от 21 февраля 2008 года N 73-0-0, от 5 марта 2009 года N 295-0-0).
В соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Из представленных доказательств следует, что Варгин Е.Л. ежемесячно получал расчетные листки по видам оплаты труда (службы), в которых с "Дата обезличена" года отражена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере ... %.
Данные обстоятельства свидетельствовали о том, что Варгин Е.Л. знал о начислении надбавки в размере ... %, а не в ином, большем размере. Кроме того, служебные отношения с ним прекращены 28.05.2012г., однако в суд за разрешением индивидуального трудового спора он обратился только 21 декабря 2012г., то есть с пропуском, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ срока.
Доводы апелляционной жалобы Варгина Е.Л. о пропуске срока обращения в суд по уважительным причинам, в связи с необходимостью ухода за отцом в период времени с 29.06.2012г. по 16.07.2012г., который находился на лечении в ... , не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене решения суда. О наличии данных причин пропуска срока в суде первой инстанции Варгин Е.Л. не сообщал. Названные им в судебном заседании причины, а именно, что в декабре 2012г. он узнал о неправильном исчислении надбавки, обоснованно не признаны судом уважительными. Кроме того, после окончания ухода за больным отцом, то есть после 16.07.2012г. до даты обращения в суд также прошло более трех месяцев, которые пропущены без уважительных причин.
Ссылка в жалобе на то, что вопросы льготного исчисления периода службы для назначения ежемесячной надбавки регулируются пунктом 3 постановления Правительства РФ от 27.12.2011г. N1158, неправомерна. Пунктом 3 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 N1158 установлено, что периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дальнейшее правовое регулирование по данному вопросу в законодательной базе отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы следует признать необоснованными, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Варгина Е.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.