Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Спиридонова ФИО13 и Спиридоновой ФИО14 к администрации муниципального образования "Город Саратов", управлению по инженерной защите населения администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности незамедлительно провести строительство нового водопровода в поселок Лесопильный города Саратова, реконструкции и обновления внутрипоселковых сетей водопровода, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 06 декабря 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Макаренко М.Н., действующей на основании доверенности от "дата", поддержавшей доводы жалобы, Спиридонова С.Е., Спиридоновой Г.А. и ее представителя Гаврилюка В.В., действующего на основании доверенности от "дата", полагавших решение суда законным и обоснованным, представителя Саратовской городской Думы - Самохина Д.В., действующего на основании доверенности от "дата", поддержавшего доводы апелляционной жалобы ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Спиридорнов С.Е., Спиридонова Г.А. обратились к администрации муниципального образования "Город Саратов", управлению инженерной защиты населения администрации муниципального образования "Город Саратов" с иском, в котором с учетом уточнений просят обязать ответчиков Саратова незамедлительно произвести строительство нового водопровода для централизованного холодного водоснабжения поселка Лесопильный города Саратова, а также выполнить реконструкцию старых и прокладку новых внутрипоселковых сетей водопровода.
В обоснование требований указывают, что проживают на территории поселка Лесопильный города Саратова. На протяжении длительного периода времени в данном поселке отсутствует постоянное водоснабжение питьевой водой. Поселок Лесопильный города Саратова ранее имел постоянное водоснабжение из скважины, которая принадлежала Российским железным дорогам. Примерно в 2003 году данная скважина была передана в муниципальную собственность. Однако, местные органы власти перестали ее содержать в надлежащем состоянии. Вода из скважины не отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, стала непригодной для употребления в пищу. В 2009 году МУПП "Саратовводоканал" были выданы технические условия для прокладки водопровода в поселок Лесопильный. Из ответа администрации муниципального образования "Город Саратов" следует, что была разработана программа "Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на период 2011-2015 годов, в рамках которой планируется проведение центрального водоснабжения названный поселок. Однако в связи с дефицитом бюджетных средств в отношении указанного поселка она не исполняется. Несколько раз в неделю осуществляется привоз воды для населения поселка, однако она непригодна для питья, ее привоз осуществляется в рабочее время. Вопрос подачи питьевой воды в поселок Лесопильный не разрешен на протяжении почти 10 лет. Считают, что программа не будет реализована до 2015 года. В 2011 и 2012 годах финансирование по данной программе в отношении поселка лесопильный города Саратова не производилось, на 2013 год финансирование также в бюджете не заложено.
Рассмотрев заявление, Волжский районный суд города Саратова постановил решение, которым признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" по невыполнению обязанности по организации проектирования и строительства, реконструкции водопроводных сетей и сооружений в поселке Лесопильный города Саратова. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложил обязанность организовать проектирование и строительство, реконструкцию водопроводных сетей и сооружений в поселке Лесопильный в городе Саратове в срок до 25 декабря 2013 года.
Не согласившись с постановленным решением суда, администрация муниципального образования "Город Саратов" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, об отказе в удовлетворении требований. Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным. Доводы жалобы мотивированы тем, что администрация муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку организация водопроводно-коммунального водоснабжения и канализации, отпуск воды из централизованной системы водоснабжения, прием сточных вод в централизованную систему канализации, эксплуатация системы производится МУПП "Саратовводоканал", а организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа, организация строительства, эксплуатации и содержания сооружений инженерной защиты на территории города возложена на управление по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов", которое является юридическим лицом. Учитывая ограниченность средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2012 год объект "Прокладка водопровода в поселок Лесопильный" в проект перечня объектов капитального строительства не был включен. При этом управлением по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" подана инвестиционная заявка для включения указанного объекта водоснабжения в перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2013 году. В связи с чем полагает, что бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" отсутствует, так как с ее стороны и со стороны ее структурных подразделений были предприняты все необходимые меры к разрешению вопроса водоснабжения поселка Лесопильный. Генеральным планом города Саратова в сфере водоснабжения разработана программа реконструкции до 2015 года системы водоснабжения города, в том числе, реконструкция самотечных сетей в поселке Лесопильный. Также решением Саратовской городской Думы от 30 сентября 2010 года N 55-654 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "город Саратов" на 2011-2015 годы, которой предусмотрено проектирование и строительство сетей и сооружений для удаленных частей города, в том числе, поселка Лесопильный. Срок реализации программы 2011-2015 годы. Считает необоснованным установления оспариваемым решением суда срока его исполнения до 25 декабря 2013 года. Кроме того, полагает, что у истцов отсутствовало право на обращение с данным заявлением в суд, так как из заявления следует, что они обращаются в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" Макаренко М.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Спиридонов С.Е. и Спиридонова Г.А., а также ее представитель Гаврилюк В.В. в судебном заседании считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Представитель Саратовской городской Думы - Самохин Д.В. полагает решение суда подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика.
Иные лица, участвующие в деле и их представители, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьями 2, 7, частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена статьей 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа.
Из положений статьи 17 указанного закона следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе, полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 (в редакции от 29 марта 2012 года) "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов" установлено, что город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования "Город Саратов", которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (статьи 22, 33 Устава города Саратова).
Из статьи 5 данного Решения следует, что местное самоуправление в городе осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устава (Основной закон) Саратовской области, законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области, настоящего Устава, решений, принятых на местных референдумах и сходах граждан, и иных муниципальных правовых актов на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, ответственности органов и должностных лип местного самоуправления города перед населением города.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 приведенного Решения к вопросам местного значения города относятся организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (статья 6 приведенного Закона).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, Спиридонов С.Е. (с 1999 года) и Спиридонова Г.А. (с 2000 года) зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес", "адрес". Спиридонов С.Е. является собственником данного домовладения. Указанные обстоятельства опровергают доводы апелляционной жалобы об отсутствии прав на обращение Спиридонова С.Е. и Спиридоновой Г.А. с данным исковым заявлением, поскольку отсутствие водоснабжения поселка Лесопильный непосредственно затрагивает их права, как жителей данного поселка и не свидетельствует об обращении их в интересах иных лиц.
На территории администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (в поселке Лесопильном) проживает более тысячи человек, расположено 246 домов и школа.
Из сообщения администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" от 25 сентября 2012 года поселок Лесопильный города Саратова не имеет подключения к сетям централизованного водоснабжения и водоотведения. Из представленного перечня объектов, подлежащих водоснабжению в поселке Лесопильный города Саратова, указан дом, в котором проживают истцы.
Согласно ответу МУПП "Саратовводоканал" от 02 ноября 2003 года первому заместителю мэра города Саратова ФИО11 - в июле 2003 года были произведены контрольные отборы проб из водозаборной скважины поселка Лесопильный и резервуара чистой воды, в результате чего было установлено, что качество воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды населения, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что свидетельствует о невозможности ее применения без предварительной очистки. Также было дано заключение об экономической целесообразности по строительству нового водопровода. Рекомендовано закрыть водозабор подземных вод поселка Лесопильный, организовать подвоз питьевой воды для населения поселка на время строительных работ, выполнить проектные и строительно-монтажные работы по прокладке водовода.
Согласно ответу администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" от 28 февраля 2012 года инженерные коммуникации поселка Лесопильный переданы с баланса ОАО "РЖД" в муниципальную собственность. Сети холодного водоснабжения имеют 100% физический износ.
Для подключения поселка к водоводу МУПП "Саратовводоканал" в 1983 году силами дистанции водоснабжения Приволжской железной дороги был проложен водовод длиной 1,5 км из чугунной трубы диаметром 150 мм от поселка до проспекта Энтузиастов. Данные работы не были завершены, водовод не эксплуатируется, что подтверждается письмом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 15 августа 2012 года.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в 2009 году МУПП "Саратовводоканал" были подготовлены технические условия на прокладку водопровода в поселке Лесопильный города Саратова N 05/4419 от 20 мая 2009 года, сроком действия на 2 года.
Решением Саратовской городской Думы от 30 сентября 2010 года N 55-654 утверждена "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 годы", в пункте 1.32 приложения N 1 к которой в плане мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2011-2015 годы предусмотрено проектирование и строительство сетей и сооружений для удаленных частей города, в частности в поселке Лесопильный. Контроль за исполнением данной программы возложен на Саратовскую городскую Думу и администрацию муниципального образования "Город Саратов".
Из пояснительной записки к списку первоочередных объектов водоснабжения и водоотведения МУПП "Саратовводоканал" для финансирования в 2012 году за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и паспорта объекта капитального строительства следует, что для водоснабжения поселка Лесопильный необходимо строительство водопровода диаметром не менее 200 мм, ориентировочной протяженностью 2050 м, от водовода диаметром 500 мм по проспекту Энузиастов города Саратова, подлежащего к строительству для поселка Увек, выполнение реконструкции и прокладка новых уличных сетей водопровода в поселок Лесопильный, ориентировочной протяженностью 3000 м. Ориентировочная стоимость работ в ценах 2013 года - 37835,0 тысяч рублей.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, для реализации "Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 годы" в отношении поселка Лесопильный никаких действенных мер предпринято не было, указанные мероприятия не были профинансированы. Со стороны ответчиков доказательств обратного представлено не было ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию. При этом, учитывая положения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 21 сентября 2009 года, определяющего приоритетность финансирования объектов капитального строительства (а именно объектов включенных в перечень муниципальной собственности и по которым установлены действующие расходные обязательства муниципального образования "Город Саратов", а также объектов, имеющих высокую степень строительной готовности и планируемых к вводу в эксплуатацию в очередном финансовом году), видно, что финансирование расходов на водоснабжение поселка Лесопильный не может быть предусмотрено местным бюджетом, поскольку степень готовности данного объекта нулевая.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что подача управлением по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" заявок на финансирование не может служить доказательством надлежащего исполнения своих обязанностей органа местного самоуправления по обеспечению населения поселка Лесопильный централизованным водоснабжением.
Кроме того, указание в апелляционной жалобе на отсутствие бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" и ее структурных подразделений по вопросу водоснабжения поселка Лесопильный в связи с принятием указанными органами местного самоуправления всех необходимых мер не нашло подтверждения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, обеспечение подвоза питьевой воды в поселок является временной мерой и не может подменить понятие строительства нового водопровода, реконструкцию прежних сетей, свидетельствовать о надлежащем исполнении указанных работ и возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по водоснабжению, предусмотренных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено наличие бездействие органа местного самоуправления на протяжении длительного периода времени, не выполнение им прямых обязанностей, установленных как федеральным, так и местным законодательством, что привело к нарушению прав истцов.
Является несостоятельным довод жалобы о том, что администрация муниципального образования "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, так как в силу статьи 22 Устава города Саратова, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области является администрация муниципального образования "Город Саратов". Все отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города подотчетны администрации муниципального образования "Город Саратов" и контроль и ответственность за их работу возложена на администрацию муниципального образования "Город Саратов".
Ссылка в жалобе на наличие программы реконструкции до 2015 года системы водоснабжения города, в которую входит реконструкция самотечных сетей в поселке Лесопильный и наличие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "город Саратов" на 2011-2015 годы, которой предусмотрено проектирование и строительство сетей и сооружений для удаленных частей города в том числе на поселок Лесопильный, не лишает истцов права на обращение за судебной защитой и не свидетельствует о ее реализации в отношении разрешения вопроса о водоснабжении поселка Лесопильный на данный момент.
Срок проведения администрацией муниципального образования "Город Саратов" работ по устранению выявленных нарушений определен судом первой инстанции исходя из условий разумности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация муниципального образования "Город Саратов" в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда мотивированы и в апелляционной жалобе не опровергнуты, обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.