Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурораЛенинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальному унитарному предприятию "Городские дороги плюс" (далее - МУП "Городские дороги плюс") о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии контроля за исполнением муниципального контракта на ремонт дороги в городе Саратове по улице Саперная в районе дома 10, возложении обязанности по организации ремонта, по апелляционной жалобе комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 07 декабря 2012 года, которым исковые требования к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района города Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" и МУП "Городские дороги плюс" и с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением муниципального контракта N 0160300002712000017-0233368-01 от 03 сентября 2012 года в части ремонта дороги в городе Саратове по улице Саперной, в районе дома 10, обязать произвести ремонт указанной дороги в районе дома 10 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Ленинского района города Саратова проведена проверка соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения и содержания дорог на территории Ленинского района города Саратова. В ходе проверки выявлено, что вышеуказанный участок улицы, в том числе ее проезжая часть, находится в ненадлежащем состоянии, а именно - имеются разрушения дорожного полотна, выбоины, размеры которых превышают допустимые по ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на органы местного самоуправления. В рамках представленных полномочий комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" с МУП "Городские дороги плюс" 02 апреля 2012 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования 1, 2, 3, категорий. Выбоины дорожного полотна проезжей части дорог создают реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Рассмотрев возникший спор, Волжский районный суд города Саратова постановил указанное выше решение, которым признал незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильной дороги по улице Саперная, дом 10 в городе Саратове, в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Саратова к администрации муниципального образования "Город Саратов", МУП "Городские дороги плюс" отказано.
Не согласившись с решением суда, комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Саратова к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком, поскольку на него возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. В соответствии с возложенной функцией комитет заключил муниципальный контракт по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов с муниципальным унитарным предприятием "Городские дороги плюс", следовательно, ответственность по содержанию дорожно-уличной сети лежит на данном предприятии.
Прокурор в судебном заседании полагает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, причины неявки не известны, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 6 части 4 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 1 статьи 13, частью 1 статьи 17 и частью 1 статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Из пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 5 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" следует, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу данного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пункту 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, 10 сентября 2012 года прокуратурой Ленинского района города Саратова совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по городу Саратову Диденко М.А. проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования "Город Саратов" требований по обеспечению безопасности дорожного движения с содержанию дорог Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Дорога по улице Саперной в городе Саратове отнесена к дорогам 3-й категории.
По результатам проверки составлены акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в которых указано, что на участке дороги по улице Саперной в районе дома N 10 на проезжей части дороги имеется разрушение асфальтобетонного покрытия длиной 0,9 м, шириной 1 м, глубиной 0,40 м, а также в районе дома N 7 на проезжей части дороги - длиной 4,2 м, шириной 3,5 м, глубиной до 0,08 м, что превышает предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см, предусмотренные пунктом 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93.
В соответствии с условиями муниципального контракта N 0160300002712000005-0233368-02 от 02 апреля 2012 года, заключенного между комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" и МУП "Городские дороги плюс", на последнее возложена обязанность по выполнению работ по содержанию дорожно-уличной сети, в том числе и спорного участка дороги. Указанным муниципальным контрактом предусмотрена дата окончания выполнения работ - 10 ноября 2012 года.
Кроме того, между теми же сторонами заключен муниципальный контракт N 0160300002712000017-0233368-01 от 03 сентября 2012 года, в соответствии с условиями которого МУП "Городские дороги плюс" приняло на себя обязательство по выполнению работ по содержанию дорожно-уличной сети, дата окончания работ определена - 31 декабря 2012 года.
Решением Саратовской городской Думы N 27-281 от 29 апреля 2008 года утверждено Положение о комитетедорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с пунктом 1.1 которого комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Основными задачами комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитетдорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами обладает полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункты 3.2.1, 3.2.2).
Исходя из пунктов 3.1.2; 3.1.5; 3.1.6 указанного положения Комитетдорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обладает полномочиями осуществлять обследование состояния автомобильных дорог местного значения, осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, разрабатывать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленные прокурором доказательства, бесспорно, свидетельствуют о необходимости ремонта участков автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд первой инстанции, обоснованно и правомерно возложил на него обязанность по выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными. При этом учтено, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку представленными доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" возложенной на него законом обязанности по содержанию участка автодороги в городе Саратове по улице Саперная в районе дома 10.
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 07 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.