Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 31 мая 2012 г. по делу N 33А-343
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Линкина А.И. и Свинцова Д.В.,
при секретаре Кислинской А.Д., с участием представителя заявителя - военного прокурора - войсковая часть полевая почта N советника юстиции ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение 80 гарнизонного военного суда от 22 марта 2012 г., согласно которому удовлетворено заявление военного прокурора - войсковая часть полевая почта N в защиту прав ФИО1 к командиру войсковой части полевая почта N об издании приказа о выплате 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны и командиру войсковой части N о выплате 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е. и выступление представителя заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9 обратился к военному прокурору - войсковая часть полевая почта N с заявлением по поводу невыплаты 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в 2010 - 2011 гг. в подразделении военизированной охраны.
В связи с указанным обращением, военный прокурор - войсковая часть полевая почта N обратился в суд с заявлением в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав ФИО9 к командиру войсковой части полевая почта N
об издании приказа о выплате 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны и командиру войсковой части N о выплате 15% надбавки к должностному окладу за несение службы в составе караулов.
При этом военный прокурор - войсковая часть полевая почта N в обоснование заявленных требований указал, что ФИО9 с 11 сентября 2003 г. по настоящее время работает по трудовому договору в войсковой части полевая почта N в должности стрелка подразделения военизированной охраны. Свои трудовые обязанности ФИО9 исполнял согласно графикам, то есть 5 и более раз в месяц заступал в наряд (караул) и нес службу с оружием в круглосуточном режиме (24 часа) по охране склада горюче-смазочных материалов в "адрес".
Далее военный прокурор, ссылаясь на ст. 37 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона "Об обороне", ст.ст. 75, 82 и 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, ст. 10 Федерального закона "О вневедомственной охране", ст. 3 Соглашения стран СНГ от 9 сентября 1994 года "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств от 27 мая 1993 г., ст.ст. 9, 49, 128, 130, 142 Трудового кодекса Республики Молдова, п.п. 2,3 Инструкции по организации деятельности вневедомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 541, подп. "б" п. 49 раздела 3 приложения N 2 к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. N 555, просил суд обязать командира войсковой части - полевая почта N издать приказ о выплате ФИО9 заработной платы - "данные изъяты" руб., то есть невыплаченной в 2010 и 2011 годах 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны, а командира войсковой части N произвести ФИО9 выплату этой суммы.
Представитель командира войсковой части - полевая почта N и командира войсковой части N ФИО11 в судебном заседании признал заявление военного прокурора - войсковая часть полевая почта N.
Решением 80 гарнизонного военного суда принято признание указанного представителя должностных лиц заявления военного прокурора - войсковая часть полевая почта N в защиту прав ФИО9 к командиру войсковой части полевая почта N об издании приказа о выплате 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны и командиру войсковой части N о выплате 15 % надбавки к должностному окладу за работу в подразделении военизированной охраны.
Указанное заявление военного прокурора - войсковая часть полевая почта N удовлетворено и суд обязал командира войсковой части полевая почта N издать приказ о выплате ФИО9 "данные изъяты" руб. - 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны в 2010 и 2011 годах и выплатить эту надбавку.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, выражая несогласие с решением суда, просит его в связи с нарушением норм материального и процессуального права отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления военного прокурора - войсковая часть полевая почта N.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что войсковая часть N является получателем бюджетных средств, принимает и исполняет бюджетные обязательства только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
При этом обращает внимание на то, что за исполнение трудовых обязанностей работниками военизированной охраны в 2010-2011 г.г. денежное вознаграждение должно было быть им выплачено в пределах бюджетных обязательств, доведенных на 2010-2011 г.г. В указанные годы фонд оплаты труда гражданского персонала доводился без учета повышения должностных окладов работникам. Выплата указанного вознаграждения в 2012 г. повлечет нарушение Бюджетного кодекса РФ.
Командир воинской части в апелляционной жалобе считает, что военным прокурором заявление в защиту прав ФИО9 было подано в нарушение ст. 45 ГПК РФ, поскольку такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. Кроме того, военным прокурором - войсковая часть полевая почта N был пропущен срок обращения в суд с заявлением.
В заключение жалобы указывает, что представитель должностных лиц ФИО12, признавая требования заявления, не разобрался в них должным образом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, в частности, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Из материалов дела видно, что в судебном заседании 22 марта 2012 г. представитель командира войсковой части полевая почта N и командира войсковой части N ФИО13 признал заявленные военным прокурором - войсковая часть полевая почта N требования в защиту прав ФИО9 об обязании командира войсковой части полевая почта N издать приказ о выплате ФИО9 заработной платы "данные изъяты" руб., то есть невыплаченной в 2010 и 2011 годах 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны и командира войсковой части N произвести ФИО9 выплату "данные изъяты" руб. - 15 % надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны в 2010 и 2011 годах, представив об этом письменное заявление.
Принимая признание требований заявления представителем должностных лиц, суд исходил из правильного вывода о том, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с абз. 3 ст. 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" структура органов ведомственной охраны, нормы численности работников ведомственной охраны, порядок организации их деятельности определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 960 ведомственная охрана создается в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ и состоит из подразделений военизированной охраны (отряд, команда (часть), группа, отделение), применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, и сторожевой охраны (группа, отделение), применяемых для охраны других объектов.
Аналогичное положение содержится в п.п. 2, 3 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2001 г. N 541.
Согласно п. 5 указанного Положения трудовые отношения с работниками ведомственной охраны регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно п. 15 Инструкции работники военизированных подразделений в зависимости от занимаемых должностей подразделяются на старший начальствующий состав военизированной охраны, средний начальствующий состав военизированной охраны, младший начальствующий состав военизированной охраны и рядовой состав военизированной охраны (далее именуется рядовой состав).
К рядовому составу относятся: стрелок, проводник (вожатый) служебных собак, контролер (вахтер) на контрольно-пропускном пункте, водитель автомобиля (мототранспортных средств).
В силу п. 19 Инструкции для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.
Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима.
Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты.
Согласно подп. "б" п. 49 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. N 555, должностные оклады (тарифные ставки) руководителям, специалистам и рабочим воинских частей за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни работников (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и другие), повышаются за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов - на 15 процентов.
Право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) за несение караульной службы по охране особо важных и режимных объектов имеет гражданский персонал подразделений военизированной охраны, осуществляющий охрану непосредственно с огнестрельным нарезным оружием и занимающий, в том числе, должности стрелка в подразделениях военизированной охраны.
Повышение выплачивается при условии несения работником караульной службы в течение месяца не менее 10 караулов при 12-часовом или не менее 5 караулов при 24-часовом графике работы.
Как видно из материалов дела, ФИО9 с 11 сентября 2003 года принят на работу в команду военизированной охраны войсковой части полевая почта N на должность стрелка 2 разряда, где до настоящего времени работает по трудовому договору.
Согласно сообщению врио начальника отдела службы войск и безопасности военной службы штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа от 17 ноября 2011 г. объекты войсковой части N Оперативной группы Российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова, охраняемые командами военизированной охраны, относятся к режимным объектам 3 категории.
Из сообщения начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 28 января 2011 г. следует, что включение команды ВОХР в Перечни воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, не требуется.
Согласно сообщению командира войсковой части полевая почта N от 15февраля 2012 г. караул военизированной охраны N войсковой части полевая почта N несет службу по охране склада горюче-смазочных материалов войсковой части полевая почта N "адрес" Республики Молдова.
Служба по охране склада горюче-смазочных материалов несется с карабином СКС-7,62 мм, который является нарезным оружием. Оружие выдается караульным согласно ведомости закрепления оружия, при заступлении на пост вместе с боеприпасами - патронами 7,62 мм.
Служба по охране склада горюче-смазочных материалов несется ежедневно на 1 посту в 3 смены круглосуточно, заступление караула в 9 часов 00 минут, смена караула осуществляется в 9 часов 00 минут следующих суток.
Других постов команда военизированной охраны войсковой части полевая почта N не обслуживает.
Согласно рапорту начальника команды военизированной охраны войсковой части полевая почта N от 23 января 2012 г. в указанной воинской части постов для несения службы без оружия не предусмотрено.
Из ведомости закрепления оружия за личным составом команды ВОХР склада горюче-смазочных материалов войсковой части полевая почта N видно, что за ФИО9 закреплен карабин СКС-7,62 мм.
Согласно выпискам из постовых ведомостей о лицах, заступавших на службу в карауле ВОХР войсковой части полевая почта N, ФИО9 нес караульную службу при 24-часовом графике работы: в течение января 2010 г. - 7 смен; в течение февраля 2010 г. - 6 смен; в течение марта 2010 г. 7 смен, в течение апреля 2010 г. 6 смен, в течение мая 2010 г. 6 смен, в течение июня 2010 г. - 7 смен, в течение июля 2010 г. 6 смен, в течение августа 2010 г. - 8 смен, в течение сентября 2010 г. - 7 смен, в течение октября 2010 г. - 7 смен, в течение ноября 2010 г. - 1 смену, в течение декабря 2010 г. - 7 смен, в течение января 2011 г. - 7 смен, в течение февраля 2011 г. - 7 смен, в течение марта 2011 г. - 8 смен, в течение апреля 2011 г. - 6 смен, в течение мая 2011 г. - 7 смен, в течение июля 2011 г. - 7 смен, в течение августа 2011г. - 7 смен, в течение сентября 2011 г. - 6 смен, в течение октября 2011 г. - 6 смен, в течение ноября 2011 г. - 7 смен, в течение декабря 2011 г. - 7 смен.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО9 являлся гражданским персоналом команды военизированной охраны войсковой части полевая почта N, нес караульную службу по охране режимных объектов с огнестрельным нарезным оружием в течение января-октября, декабря 2010 г., января-мая, июля-декабря 2011 г. не менее 5 караулов при 24-часовом графике работы ежемесячно и занимал должность стрелка команды военизированной охраны, то он имел право на выплату повышения должностного оклада за несение караульной службы по охране режимных объектов на 15 процентов за вышеуказанные периоды.
Что касается довода апелляционной жалобы о том, что военным прокурором - войсковая часть полевая почта N был пропущен срок обращения с заявлением в суд, то он не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции должностными лицами, чьи действия оспаривались или их представителями не заявлялось о пропуске военным прокурором - войсковая часть полевая почта N срока на обращение в суд по требованиям его заявления.
Между тем, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком
.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, основанием для обращения военного прокурора - войсковая часть полевая почта N с заявлением в суд послужило обращение к нему ФИО9 с заявлением по поводу невыплаты 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в 2010 - 2011 годах в подразделении военизированной охраны.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявление в защиту прав ФИО9 было подано военным прокурором - войсковая часть полевая почта N в нарушение ст. 45 ГПК РФ, является ошибочной.
Несостоятелен также и довод апелляционной жалобы о том, что выплата в 2010 и 2011 годах 15% надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в подразделении военизированной охраны повлечет нарушение Бюджетного кодексаРФ.
Так в силу ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы лежит на работодателе в силу ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327 1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение 80 гарнизонного военного суда от 22 марта 2012 г. по заявлению военного прокурора - войсковая часть полевая почта N в защиту прав ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.