Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2013 N 11-22219/13
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Е.Н. Неретиной,
А.И. Клюевой
при секретаре А.В. ****,
по докладу судьи А.Н. Пономарёва
дело по апелляционным жалобам представителей В.М. *** - И.А. ***, А.Н. ****; ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии",
на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2012 года по делу по заявлению ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" об оспаривании предписания Государственного инспектора труда по г. Москве, которым заявление удовлетворено частично,
установила:
ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" обратилось в суд с указанным выше заявлением к Государственной инспекции труда в г. Москве.
Требования мотивированы тем, что предписания Государственного инспектора труда по г. Москве об устранении нарушений трудового законодательства в части разделения полётной смены на части, применении квартального учётного периода и связанного с этим расчёта сверхурочных работ, в части установления графика работы, а также восстановлении трудовых прав В.М. *** не основаны на законе.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2012 года постановлено: заявление ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" удовлетворить частично; признать незаконным и отменить п.п. 6, 7, 8, 9, 10 предписания Государственного инспектора труда по г. Москве N 2-200-12-ЗП/29/4 от 9 июня 2012 года; в удовлетворении заявления ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе представителей В.М. **** - И.А. ***, А.Н. ****, действующих на основании доверенности от 17 октября 2012 года, ставится вопрос об отмене решения в части, в которой предписания касаются перерасчёта оплаты труда В.М. *****, а также в части графика работ.
В апелляционной жалобе ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" поставлен вопрос об отмене решения суда в той части, в которой в удовлетворении заявления отказано.
В заседании судебной коллегии представители В.М. *** - И.А. ***, А.Н. ***, представители Государственной инспекции труда в г. Москве - А.С. ***, по доверенности от 26 марта 2013 года, И.Р. ***, по доверенности от 26 апреля 2013 года, доводы апелляционной жалобы, поданной в интересах В.М. ****, поддержали.
Представитель ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" - Н.А. ***, по доверенности от 29 декабря 2012 года, поддержала доводы апелляционной жалобы ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии".
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей В.М. ***, представителей Государственной инспекции труда в г. Москве, представителя ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии", обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N *** от 11 мая 2012 года Государственной инспекции труда в г. Москве в ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" государственным инспектором труда в г. Москве была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой составлен акт и выдано предписание N **** от 9 июня 2012 года.
В соответствии с данным предписанием ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" обязывалось принять меры по устранению нарушений трудового законодательства, а именно:
1. в соответствии со ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 29 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 21.11.2005 N 139, при разделение полетной смены на две части, выполняемой минимальным составом экипажа, получать согласие у членов экипажа;
2. B соответствии со ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 30 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 21.11.2005 N 139, при разделении полетной смены на части не допускать разделение более двух полётных смен членов экипажей в течение учетного периода рабочего времени;
3. На основании требований статей 92 Трудового кодекса Российской федерации и в соответствии с ч. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года N870 "Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда установить членам кабинных экипажей, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
4. В соответствии со ст. 92, 152 Трудового кодекса РФ от 30.12.20011 N197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) и ч. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года N870 "Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и или опасными и иными особыми условиями труда", произвести перерасчёт рабочего времени и доплатить членам кабинных экипажей денежные средства за произведенную сверхурочную работу за учетный период, за период с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по настоящее время;
5. В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 87С "Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями груда", Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 38" 22- 78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" произвести перерасчёт и доплатить членам кабинных экипажей денежные средства за работу в особо вредных и особо опасных условиях труда из расчёта часовой ставки оплаты полётного времени и оклада, за период с 1 апреля 2011 по настоящее время;
6. В соответствии со ст. 100, 106, 107, ч. 3 ст. 111, ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации установить в Правилах внутреннего трудового распорядка ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" порядок чередования рабочих и нерабочих дней членам кабинных и лётных экипажей;
7. В соответствии со ст. 103, 329 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 64 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 21.11.2005 N 139, при составлении графиков работы для членов кабинных экипажей отображать рабочие и нерабочие дни;
8. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22, п. 4 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3.6 соглашения о дополнении (изменении) к трудовым договорам, заключённым между ОАО "Аэрофлот" и В.М. ****, оплатить недополученные денежные средства (заработную плату), а именно в размере из расчёта часовой ставки оплаты полётного времени с 1-ого по 32-й час включительно за период с 1 апреля 2011 года по 31 августа 2011 года;
9. В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22- 78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда", произвести перерасчёт и доплатить В.М. *** денежные средства за работу в особо вредных и особо опасных условиях труда из расчета часовой ставки оплаты полетного времени, за период с 1 апреля 2011 года по 31 августа 2011 года;
10. В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" произвести перерасчёт и доплатить В.М. **** денежные средства за работу в ночное время из расчёта часовой ставки оплаты полётного времени, за период с 1 апреля 2011 года по 31 августа 2011 года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление в отношении пунктов 8-10 предписаний, касающихся В.М. ***, суд руководствовался тем, что они по существу разрешают возникший между сторонами трудового договора индивидуально-трудовой спор, что не относится к компетенции Государственной инспекции труда.
Признавая незаконными пункты 6-7 оспариваемого предписания, суд исходил из того, что графики работ, представленные в ходе проверки, не противоречат требованиям ст. 100 Трудового кодекса РФ.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Таким образом, спор по выплате заработной платы В.М. ***, трудовой договор с которым расторгнут 7 сентября 2011 года по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника) в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, поскольку в оспариваемом предписании не указаны очевидные нарушения ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" норм трудового права по спорному вопросу.
Доводы жалобы о том, что критерием индивидуального трудового спора применительно к ст. 381 Трудового кодекса РФ является обращение работника в суд с иском, а при отсутствии такового Государственная инспекция труда в г. Москве уполномочена издать предписание, основаны на ошибочном толковании данной нормы права.
В соответствии со ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Из анализа данных законоположений и разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что определяющее значение для квалификации спора как индивидуального трудового имеет неурегулированность разногласий сторон трудового договора по вопросам, связанным с трудовыми правоотношениями, а не избранный работником орган, в который он обратился за защитой своих трудовых прав.
В данном случае имеет место спор между работодателем и его бывшим работником по вопросам правильности выплаты заработной платы, в той её части, которая не была начислена работнику, а не очевидное нарушение работодателем норм трудового законодательства.
Доводы жалобы представителей В.М. *** о том, что график работы не содержит порядок чередования рабочих и нерабочих дней членам кабинных и лётных экипажей, не могут быть приняты во внимание.
Устанавливая режим работы, работодатель обязан планировать распределение времени работы и отдыха своих сотрудников таким образом, чтобы в любом случае соблюдались единые нормы, определённые трудовым законодательством.
Их соблюдение должно быть предусмотрено в графике работы - предварительном плане использования рабочего времени и предоставления времени отдыха, составленном для работников на определённый период времени.
Трудовой кодекс РФ прямо предписывает разрабатывать и утверждать график работы (сменности) как отдельный документ, причём для обычных сменщиков - за месяц до его применения (ч. 4 ст. 103 Трудового кодекса РФ).
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 3 ст. 103 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с п. 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139) нормы названного Положения являются обязательными для составлении графиков работы.
В соответствии с п. 64 указанного Положения при сменной работе и суммированном учёте рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы. Графики работы составляются работодателем с учётом мнения представителей работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учётом мнения представителей работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников не позднее, чем за пять дней до введения их в действие.
Сам режим рабочего времени в организации устанавливают в Правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовом договоре (ст. 100 Трудового кодекса РФ).
В указанных документах отражают продолжительность времени, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности, и другие приравненные к рабочему времени периоды (ст. 91 Трудового кодекса РФ).
Эти требования закона ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" соблюдены. Указаний на иные нормативные требования к графику работ, которые по мнению заявителей жалобы нарушены ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии", жалоба не содержит.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что доводы жалобы представителей В.М. **** не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие о том, каким образом затрагиваются права В.М. **** в части графика работ, который в настоящее время работником ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" не является.
В остальной части в удовлетворении требований было отказано, с чем судебная коллегия также согласна.
Отказывая в удовлетворении заявления в остальной части, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается установленное пунктами 1-2 предписания нарушение ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" требований ст. 329 Трудового кодекса РФ и п. 30 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ N 139 от 25 ноября 2005 года, а именно, в ходе проверки было установлено наличие разделения полетных смен более двух в течение учетного периода рабочего времени, а при разделении полетной смены на две части не было получено согласие членов экипажа.
Доводы жалобы о том, что п. 2 предписания о разделении полётной смены на две части не основан на законе, не соответствует действительности, поскольку предписание в этой части фактически воспроизводит требования п. 29, п. 30 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139), в соответствии с которыми при выполнении полётов минимальным составом экипажа члену экипажа с его согласия полётная смена может быть разделена на две части; время перерыва между двумя частями полётной смены в рабочее время не включается; разделение полётной смены на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учётом мнения выборного профсоюзного органа организации (п. 29). При разделении полётной смены на части допускается разделение не более двух полётных смен в течение учётного периода рабочего времени и не более двух полётных смен подряд (п. 30).
Установленное пунктом 3 предписания требование о компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда при сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю основано на нормах ст. 92, ст. 152 Трудового кодекса РФ и положениях Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
С указанным выводом судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда согласна.
В отличие от бывшего КЗоТ РФ современное законодательство не устанавливает предельной продолжительности рабочего дня. Вместе с тем для отдельных категорий работников сделано исключение. Так, для членов экипажей воздушных судов предусматривается, что максимально допустимая продолжительность рабочей смены для каждого члена экипажа не может быть более 8 часов.
Нормальная продолжительность рабочего времени лётного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю (приказ Минтранса РФ N 139 от 21 ноября 2005 г. в ред. 16 июня 2008 г. "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ").
Судебная коллегия соглашается и с правильностью вывода суда первой инстанции о законности п. 4 и п. 5 предписания о необходимости произвести перерасчёт рабочего времени и доплатить работникам, занятыми работами с особыми условиями труда за сверхурочную работу и работу в особо вредных условиях труда.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что действовавшее в ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" Положение об оплате труда и материального стимулирования работников департамента обслуживания на борту и филиалов ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии", утверждённое приказом от 20 августа 2010 года N 485 "О внесении изменениий в приказ от 28 апреля 2005 года" предусматривало расчётную ставку оплаты работника, занятого на вредных работах, которая включала в себя доплату за вредные условия труда.
Между тем, применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ система оплаты труда не предусматривает включение в размеры тарифных ставок доплат и надбавок компенсационного характера.
В соответствии с названной нормой материального права системы оплаты труда включает размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. При этом системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 Трудового кодекса РФ).
В силу ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 Трудового кодекса РФ).
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 Трудового кодекса РФ).
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 Трудового кодекса РФ).
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ст. 154 Трудового кодекса РФ ).
Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.
Таким образом, Положение об оплате труда и материального стимулирования работников департамента обслуживания на борту и филиалов ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" не должно отождествлять тарифные ставки с доплатами компенсационного характера, поскольку это лишает работников права на получение надбавок и доплат компенсационного характера.
Изложенное опровергает доводы жалобы ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" о том, что судом неверно применены нормы материального права.
Довод жалобы о том, что с 1 апреля 2012 года оплата труда членов кабинных экипажей проводится в соответствии с Положением, утверждённым приказом ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" от 26 марта 2012 года, которому не дана оценка в решении суда, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанное Положение от 26 марта 2012 года, как указывает заявитель жалобы, введено в действие с 1 апреля 2012 года, в то время как согласно предписанию перерасчёт необходимо провести за период после 1 апреля 2011 года, то есть за период, предшествущий введению в действие упомянутого Положения.
Другие доводы апелляционных жалоб, направленные на оспаривание судебного решения в указанной части, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведённые выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и представителями В.М. ***, а также ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" не опровергнуты.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.