Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Корсаковой Ю.М.
судей
Кордюковой Г.Л.,
Кудасовой Т.А.,
при секретаре
Дакуко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2013 года апелляционную жалобу Б. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 апреля 2013 года по делу N 2-2116/2013 по иску Б. к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N ... " о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения представителя Б. Я., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N ... " Ш., возражавшего против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения (далее - СПБ ГБУЗ) "Городская поликлиника N ... " о взыскании задолженности по стимулирующим выплатам в рамках программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2011-2012 года в размере " ... " рублей, проценты за нарушение сроков выплат, причитающихся работнику в сумме " ... " рублей.
В обоснование заявленных требований Б. указала, что работает в должности " ... " СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N ... ". Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2011 N 509 "О мерах по реализации мероприятий и порядке расходования средств программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы" утвержден порядок реализации мероприятий расходования средств Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы и перечень должностей специалистов с высшим и средним образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2011 N 1036 внесены изменения в вышеуказанное Постановление, в перечень врачей специалистов включен, а том числе, врач акушер-гинеколог, настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2011 года. На основании указанного Постановления, врачам, выполняющим план работ, подлежат начислению денежные средства, как участникам реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Денежные выплаты производятся в соответствии с распоряжением Комитета по здравоохранению от 30.05.2011 N 257-р. В нарушение требований трудового законодательства истице не была произведена выплата как участникам реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи за период с "дата" по "дата", задолженность по названным выплатам за указанный период составляет " ... " рублей, задолженность по процентам в силу ст.236 ТК Российской Федерации за нарушение сроков выплат причитающихся работнику - " ... " рублей.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований Б. отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Б. с "дата" по настоящее время работает в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N ... " в должности " ... "
В силу абз.3 ст. 144 ТК Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на цели, в числе которых - внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в силу п. 7 ст. 50 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011г. N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" установлен порядок реализации мероприятии по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также направления региональных программ модернизации здравоохранения, среди которых, "введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь". При этом, перечень конкретных мероприятий должен включаться в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методики оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В рамках названной программы модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 240 01 марта 2011 года на 2011-2012 годы постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 509 от 27 апреля 2011 года были утверждены: Порядок реализации мероприятий и расходования средств Программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы; Порядок реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами в рамках Программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы, и расходования средств на эти цели; Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования; Методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 Порядка реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами в рамках Программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы, и расходования средств на эти цели предусмотрено, что порядок внедрения стандартов медицинской помощи устанавливается Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Пункт 7 Методики оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования установлено, что значения показателей оценки деятельности специалистов определяется Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 30 мая 2011г. N 257-р "Об утверждении значений показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования" утверждены значения показателей оценки деятельности специалистов со средним медицинским образованием, участвующих в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Так, п. 1.1 предусмотрено, что денежные выплаты осуществляются в соответствии с перечнем должностей, утвержденным приложением 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года N 509 "О мерах по реализации мероприятий и порядке расходования средств Программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы", врачам-специалистам, к которым относится врач-акушер-гинеколог как специалист с высшим медицинским образованием, работающим на 1 ставку и более, в размере, установленном Тарифной комиссией обязательного медицинского страхования. При работе менее чем на I ставку денежные выплаты осуществляются в размере по фактически выполненному объему работы.
В силу п. 1.3. денежные выплаты осуществляются при 100% выполнении врачом-специалистом установленных нормативов объемов медицинской помощи за предшествующий месяц за фактически отработанное время по фактически выработанному объему работы.
Для оценки выполнения нормативов объемов медицинской помощи врача-специалиста руководителем учреждения ежемесячно утверждается значение норматива объемов медицинской помощи на следующий месяц на каждого врача-специалиста, рассчитанное на основании нормативов месячной функции врачебной должности на 1 ставку, в соответствии с приложением к Значениям показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования (п. 1.4).
Из служебной записки на имя главного врача СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N ... " следует, что установленные нормативы объемов медицинской помощи, за которые предусмотрены денежные выплаты по программе модернизации за спорный период истица выполнила "дата".
Из протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ж. от "дата" усматривается, что обсуждались итоги реализации приоритетных национальных проектов, в том числе "Здоровье". Было рекомендовано при реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения 2011-2012гг. исключить дублирование мероприятий по оснащению медицинским оборудованием, а также по оплате труда медицинских работников.
Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга руководителям районных отделов здравоохранения и ГУЗ СПб "дата" за исх. N ... было направлено разъяснение о том, что денежные выплаты отдельным категориям медицинских работников в рамках реализации мероприятий Приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации здравоохранения производятся с "дата" Также указано на необходимость обратить внимание, что в соответствии с п. 1.3 распоряжения Комитета по здравоохранению от "дата" N ... -р "Об утверждении значений показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной мед.помощи, входящей в территориальную программу ОМС" и протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ж. от "дата" N ... , денежные выплаты осуществляются при 100% выполнении врачом-специалистом установленных нормативных объемов медицинской помощи за предшествующий месяц за фактически отработанное время по фактически выработанному объему работ. Таким образом, исключается дублирование посещений в рамках Программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга и Приоритетного национального проекта "Здоровье" (в части родовых сертификатов). Аналогичные пояснения дал Минздрав России на обращение представителя ответчика.
Положение о порядке расходования и учета денежных средств Программы модернизации здравоохранения в 2012г., связанных с выплатой работникам СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N ... ", участвующих в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу ОМС утверждено главным врачом и согласовано с председателем профкома ответчика "дата" с изменениями.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01 марта 2011г. N 240 "О Программе модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы" в целях повышения доступности амбулаторной медицинской помощи будут установлены дополнительные денежные выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за счет федеральных средств, а именно: 5200 рублей в месяц - врачам, 2600 рублей в месяц - среднему медицинскому персоналу.
Согласно решению Комиссии по разработке территориальных программ ОМС (протокол от 21 ноября 2012г. N 11) с 01 января 2012г. установлен финансовый норматив для осуществления денежных выплат специалистам с высшим медицинским образованием, участвующим в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, входящей в территориальную программу ОМС - 6100 рублей; для специалистов со средним медицинским образованием - 3100 рублей.
За спорный период с "дата" по "дата" включительно истице стимулирующие выплаты в рамках программы модернизации здравоохранения не начислялись и не выплачивались.
Заработная плата начислялась в соответствии с разделом 6 Правил внутреннего трудового распорядка СПб ГУЗ "Городская поликлиника N ... " - 12 и 26 числа каждого месяца на расчетный счет работника, хранящийся в банке, что подтверждается платежными документами.
В соответствии со ст. 195 ГК Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 197 ГК Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Сроки обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК Российской Федерации, согласно части 1 которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, из смысла вышеуказанного пункта Постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Поскольку исковые требования заявлены истцом в отношении доплат, которые не были начислены ответчиком, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемые правоотношения не являются длящимися, так как расчет и начисление заработной платы производится за каждый отработанный месяц.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку ответчик свои обязанности в части перечисления заработной платы исполнил надлежащим образом, возможность проверить правильность начислений у истицы имелась ежемесячно, с учетом доступности граждан к нормативным актам государственных органов, а также в случае несогласия обратиться с соответствующим заявлением к работодателю
Таким образом, учитывая, что с данным исковым заявлением истица обратилась в суд только "дата", сведения о приостановлении либо перерыве течения специального срока исковой давности отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности для обращения в суд с настоящими требованиями за период с "дата" по "дата" включительно.
В силу ч. 3 ст. 392 ТК Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться в суд с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истцом суду не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, объективно исключающих возможность обращения в суд с настоящим иском в установленный законом срок; судом не установлены обстоятельства, позволяющие восстановить пропущенный срок.
В силу ч. 2 ст. 199 ГК Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение сроков исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК Российской Федерации в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что ответчик заявил о применении срока исковой давности к заявленным истицей требованиям.
Таким образом, поскольку представителем ответчика было заявлено о применении исковой давности, а иск в части требований за период с "дата" по "дата" предъявлен по истечении установленного законом срока предъявления требований, при этом уважительные причины для его восстановления отсутствуют, данное обстоятельство в силу п. 2 ст. 199 ГК Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Разрешая требования в части периода - "дата", суд первой инстанции правомерно указал, что в "дата" нормативы объемов медицинской помощи, за которые предусмотрены денежные выплаты по программе модернизации истица не выполнила, поскольку процент нагрузки составил 79,23%, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в данной части также не имеется.
Поскольку в удовлетворении иска в части взыскания денежных выплат отказано, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о начисления процентов за нарушение сроков, предусмотренных ст. 236 ТК Российской Федерации, удовлетворению также не подлежат как производные от основных требований.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.